Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Разрешите представить

01.10.2008
Безусловный лидер рынка выставочных площадей на сегодняшний день — комплекс "Крокус Экспо". Многие эксперты прогнозировали, что после реконструкции ВВЦ и строительства там новых павильонов произойдет смена лидера. Однако крупнейшие игроки поступили иначе — они договорились о сотрудничестве и мирном дележе клиентов.

Нерыночная конкуренция
До 2004 года конкуренции на рынке выставочных услуг вообще не было. Все значимые мероприятия проводились в Экспоцентре. Ситуация изменилась с открытием "Крокус Экспо", принадлежащего "Крокус Групп" бизнесмена Араса Агаларова. Общие инвестиции в создание выставочного комплекса, по данным самой компании, составили $350 млн. В первый год работы там прошли 52 выставки, в 2005 году — уже 78, в 2006 году — 121, а в прошлом году в "Крокус Экспо" было организовано примерно 140 выставок. Оборот комплекса с 2004 года вырос с $7,6 млн до $106,2 млн. Сегодня на выставочный комплекс приходится порядка 17% от всех доходов бизнес-империи Агаларова.

Незначительную конкуренцию "Крокус Экспо" составлял лишь Экспоцентр. ВВЦ, хотя формально и считался крупным игроком, не мог соперничать с лидерами, из-за того что помещения его устарели. При этом выставочный рынок продолжал расти.

За последние пять-семь лет, по оценке первого заместителя директора МВЦ "Крокус Экспо" Аркадия Злотникова, количество проходящих в столице выставок выросло более чем вдвое. Тогда как помещений, уровень которых соответствовал бы выставочным площадям мирового масштаба, в Москве немного.

Полноценный выставочный комплекс должен располагаться в таком месте, куда удобно добираться на разных видах транспорта, иметь вместительный паркинг, систему складских помещений и грузовых лифтов. Из существующих и обеспечивающих сегодня спрос комплексов, которые обладают соответствующими мировым стандартам выставочными площадями, назовем МВЦ "Крокус Экспо" (ЗАО "Крокус Интернэшнл"), Экспоцентр (ЗАО "Экспоцентр"), Всероссийский выставочный центр (ОАО ГАО ВВЦ), КВЦ "Сокольники" (ЗАО "Международная выставочная компания"). Отметим также узкоспециализированные площадки, такие как ОАО "Росстройэкспо", ЦВЗ "Манеж", ОАО "Гостиный двор" и Центральный дом художника. Суммарная площадь данных комплексов составляет 375 тыс. кв. м.

Сейчас пальма первенства принадлежит "Крокус Экспо". Однако руководство ВВЦ надеется через несколько лет стать серьезным партнером этому выставочному комплексу. Не конкурентом, а именно партнером — выставочные площадки заключили договор о сотрудничестве.

Пакт о ненападении
Территория бывшей ВДНХ ожидает серьезной реконструкции. Сегодня это одна из крупнейших выставочных территорий в Москве — комплекс, по данным компании Colliers International, располагает 108 тыс. кв. м закрытых и 158 тыс. кв. м открытых экспозиционных площадей. Однако 48 тыс. кв. м занимают постоянно действующие выставки, а 23,5 тыс. кв. м предназначены исключительно для проведения узкоспециализированных сельскохозяйственных выставок. Лишь 36 тыс. кв. м сдаются в аренду для организации как международных, так и российских выставок.

Осенью текущего года здесь планируется сдача современного выставочного комплекса площадью 45 тыс. кв. м. Что касается остальной территории, то ситуацию можно охарактеризовать как плачевную, но крайне перспективную.

ВВЦ обладает крайне высокой инвестиционной привлекательностью. "Близость центра, хорошая транспортная доступность, готовая инфраструктура и прежде всего гостиница "Космос",— перечисляет достоинства территории Денис Колокольников, генеральный директор консалтинговой компании Russian Research Group.— Однако от выставочной деятельности ВВЦ получает не более трети всех доходов, в коммерческом обороте из 240 га ВВЦ находится не более 20%, а большинство зданий полностью изношено". В результате аренда 1 кв. м выставочной площади на ВВЦ обходится российским участникам в 55 руб. в день, а иностранцам — 84 руб. Таким образом, при 100-процентной заполняемости каждый метр площади приносит $900-950 в год. Для сравнения: в "Крокус Экспо", где аренда обходится около 160 руб. за кв. м в день, доходность 1 кв. м составляет порядка $2-2,5 тыс. в год. Однако 100-процентной заполняемости не бывает даже в самых успешных выставочных комплексах. Максимальная загрузка составляет обычно около 75%.

В последние годы власти (70% ОАО принадлежит правительству РФ, а оставшиеся 30% — правительству Москвы) озаботились бездоходным объектом. Только из бюджета на реконструкцию ВВЦ будет выделено 18,4 млрд руб., которые пойдут на масштабное строительство нового международного выставочного комплекса — ВК "Россия".

Общая площадь комплекса составит порядка 250 тыс. кв. м, завершение строительства первой очереди в 45 тыс. кв. м намечено на октябрь 2008 года, а окончательная реализация проекта — на 2009-2010 годы. Планируется организовать новый выставочный центр как единое пространство. Торцевые фасады павильонов сделают полностью прозрачными, а южные фасады обратят к парку, чтобы создать единое пространство с исторической частью ВВЦ. Крышу павильонов, плавно переходящую в боковые фасады, предполагается сделать из специальных материалов, на которых можно будет демонстрировать рекламные ролики и фильмы.

Впрочем, это не все изменения, которые ожидают ВВЦ. По словам генерального директора "Миэль — Коммерческая недвижимость" (компания занимается разработкой единой концепции территории ВВЦ) Андрея Бушина, в настоящее время разработана концепция освоения территории площадью 51 га, где планируется построить еще 100 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Из них 63 тыс. кв. м будут непосредственно выставочными — офисные объекты, конференц-залы и зоны питания займут 11 тыс. кв. м. Проект предусматривает строительство порядка 1000 гостиничных номеров стандарта "три звезды" и "пять звезд"; торгово-развлекательного центра площадью 10 тыс. кв. м и паркинга на 9,5 тыс. машиномест. Кроме того, на территории будет выделена зона площадью 15 тыс. кв. м под строительство складов.

Всего, по мнению генерального директора аналитического консалтингового центра "Миэль" Владислава Луцкова, на территории ВВЦ можно возвести до 1 млн кв. м новой недвижимости, а общий объем инвестиций оценивается примерно в $2,5 млрд. Разработка программы, по словам генерального директора ОАО ГАО ВВЦ Магомеда Мусаева, будет завершена уже осенью текущего года, а после того, как ее утвердят акционеры выставочного центра, планируется проведение конкурсов по выбору инвесторов.

Участники рынка сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе ВВЦ обгонит нынешнего лидера "Крокус Экспо". После реконструкции этот выставочный комплекс сможет сравниться с проектом Араса Агаларова. "Тогда как транспортная доступность нашего комплекса гораздо выше, тем более что у нас комплекс с большой выставочной историей",— рассуждает директор ВВЦ Алексей Салащенко. По его словам, летом этого года компания начала формировать программу выставок на будущий год. И к концу сентября она была заполнена на 50%.

Кроме того, ВВЦ и Экспоцентр подписали договор о сотрудничестве, что дает площадкам дополнительные конкурентные преимущества. "Мы обмениваемся информацией, а когда не хватает площадей для выставок, то привлекаем партнерские помещения",— рассказывает Алексей Салащенко. По мнению Аркадия Злотникова, ближайшие пять лет смены лидера ждать не стоит. Ведь многие организаторы выставок уже привыкли к их площадке.

По прогнозу АКЦ "Миэль", к 2012 году общий объем выставочных площадей всех типов может достичь 497 тыс. кв. м закрытой экспозиционной площади, то есть увеличиться по сравнению с 2007 годом на 19,8%, а к 2017 году будет введено порядка 518 тыс. кв. м выставочно-ярмарочной площади.

"После того как на рынок выйдет еще 200 тыс. кв. м площадей, в сегменте появится ощутимая конкуренция, и владельцам выставочных комплексов нужна будет централизованная стратегия, а попросту — надо договориться",— рассуждает Аркадий Злотников. У директора ВВЦ концепция разделения клиентов уже готова. Он предлагает проводить в "Крокус Экспо" выставки дорогих, эксклюзивных товаров. "А мероприятия, ориентированные на широкие массы, удобнее проводить на ВВЦ и в Экспоцентре",— подытожил Алексей Салащенко.
Денис Тыкулов,
Коммерсантъ от 01.10.2008 г.
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты