Консалтинг в сфере коммерческой недвижимости – очень популярный вид бизнеса, привлекающий все больше участников. Безусловными лидерами в этом сегменте следует назвать компании Jones Lang LaSalle, Colliers International, CB Richard Ellis, Cushman&Wakefield Stiles &Ryabokobylko, Knight Frank. Однако кроме них на рынке уже работает около 100 компаний, из которых 10-15 составляют «высшую лигу». Общий оборот рынка, по данным экспертов, превышает $50млн в год.
Геометрическая прогрессия
В России всегда были хорошие строители, а вот девелоперов не было: никто и не знал, что это такое. Девелоперский бизнес пришел к нам с Запада и, что особенно важно, пришел вместе с консалтинговыми компаниями. Крупнейшие из них работают на российском рынке недвижимости ровно столько, сколько этот рынок существует. И это не поэтическое преувеличение. Скажем, представительство Jones Lang LaSalle в Москве было основано Майклом Ланге в начале 90-х годов. Приход Colliers International датируется 1994 годом. Впрочем, как замечает директор по России и СНГ отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева, правильнее отсчитывать срок с того времени, когда появился реальный спрос на консалтинговые услуги, а это, по ее мнению, начало XXI века. Именно тогда начал расти рынок, возник бум торговых объектов, появились большие объемы.
Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман как-то отметил, что в стране порядка 300тыс. лицензированных строительных компаний. Правда, большинство из них реальной деятельности не ведет, но на бумаге они существуют. К числу девелоперов (которые «бумажными» быть не могут по определению) относят несколько тысяч. И всем им, даже самым самонадеянным, требуется помощь консультантов. Поскольку каждый девелопер ведет одновременно 2-3, а то и больше проектов, очевидно, что рынок консалтинга способен вместить не одну сотню компаний.
С уверенностью можно сказать, что всего за восемь лет рынок консалтинга прошел путь, на который в других странах ушли десятилетия. Как считает директор департамента консалтинга и оценки «Агентства развития и исследований в недвижимости» (АРИН) Екатерина Марковец, «российский рынок консалтинговых услуг находится в стадии активного роста». Сегодня даже начинающие строительные компании обращаются за помощью, подчеркивает Екатерина Марковец. Не говоря о Москве и Петербурге, уже и в регионах все сколько-нибудь крупные проекты идут с консалтинговой поддержкой, причем обязательно с привлечением региональных специалистов, которые, конечно же, хорошо знают местный рынок.
Проблема кадров
«Меж тем от точности оценок и прогнозов зависит судьба проекта. Наиболее важен консалтинг в сфере торговой недвижимости, – отмечает руководитель отдела исследований Cushman&Wakefield Stiles&Ryabokobylko Денис Соколов, – поскольку при разработке концепции следует учитывать не только местоположение и макроэкономические факторы, но и столь переменчивые аспекты, как психология потребителей и маркетинговая политика крупнейших ретейлеров».
«За последние годы, – полагает вице-президент по консалтингу компании GVA Sawyer Эвелина Павловская, – рынок консалтинга, безусловно, изменился, хотя все еще находится в стадии роста. Относительная легкость вхождения обуславливает появление новых компаний, создаются новые услуги, вырабатываются форматы и основные определения». Соглашаясь с этой точкой зрения, заместитель директора департамента консалтинга компании Penny Lane Realty Андрей Дмитриев обращает внимание на то, что «в фазе бурного роста находится складской сегмент, что связано с развитием всех сфер, заинтересованных в качественных складских площадях».
Что делает консультант
1. анализ наиболее эффективного использования участка (highest&best use analysis);
2. разработка концепции объекта недвижимости.
«Большинство компаний предлагает более широкий спектр услуг, – отмечает Эвелина Павловская, – а также имеет в своем арсенале предложение услуг сопутствующего характера». Но, в общем-то, все сводится к двум названным выше пунктам. Что касается целей потребителей, то их также можно сформулировать. По мнению ведущего аналитика консалтинговой компании RRG Светланы Красавчиковой, потребители хотели бы:
— получить базу для принятия решения или готовое решение по управлению активами;
— минимизировать риски возможных ошибок при реализации проекта;
— подтвердить правильность решения, принятого ранее по рекомендации другого консультанта или на основе самостоятельной работы;
— обеспечить получение заемных средств (многие банки, как мы уже упоминали, требуют в качестве условия наличие экспертного заключения профессионала).
Работа консалтинговой компании зависит от того, на каком этапе реализации проекта ее привлекли. Сами консалтеры утверждают, что лучше всего входить в проект на предпроектной стадии, поскольку таким образом можно снизить вероятность просчетов. Когда собственник проводит выбор вариантов использования участка, консультант нужен, чтобы рекомендовать наиболее эффективное использование земли. «В этом случае, – говорит директор по маркетингу компании Midland Development Елена Александрова, – собственнику рекомендуется развитие конкретной функции, максимально соответствующей ресурсному качеству участка на основании 4 основных параметров: анализа юридической допустимости, физической осуществимости, финансовой обоснованности и максимальной эффективности».
За что и сколько
«Посчитать» рынок консалтинговых услуг совсем не просто. Цены на работу консалтинговых компаний проходят по разряду коммерческой тайны (хотя и не очень понятно, почему). Тем не менее оценить объем рынка все-таки возможно. Рубен Алчуджян говорит о $40-50млн, которые ежегодно «делят» консалтинговые компании. По его мнению, отличительной особенностью этого рынка является не объем, а интеллектуальная составляющая: здесь, чтобы добиться успеха, нужно лучше понимать рынок, а кроме того, избегать ошибок.
За разные услуги берут разные деньги. Составим таблицу, где попробуем свести воедино все полученные нами данные.
№ |
Услуга |
Стоимость |
1. |
Анализ наилучшего использования участка |
От $20тыс. до $40 тыс. |
2. |
Маркетинговые исследования (количественные и кабинетные) |
От $15 тыс. |
3. |
Исследование района, сравнительный анализ |
От $5 тыс. |
4. |
Анализ инвестиционной привлекательности объекта |
$10 тыс. |
5. |
Исследование локального рынка для разработки концепции |
$40-60 тыс. |
6. |
Разработка концепции развития объекта недвижимости |
От $30тыс. до $100 тыс. |
5. |
Функциональное зонирование, планировочные решения |
От $30 тыс. |
6. |
Вывод объекта на рынок, коммуникационная стратегия |
От $40 тыс. |
7. |
Брокерские услуги |
От 5% до 8,33% от годовой арендной платы |
8. |
Управление недвижимостью |
От $50/кв.м в год |
9. |
Финансовый анализ |
$5 тыс. |
Выводы
Собственно, ничего сенсационного по поводу развития российского консалтинга не скажешь. В целом полет нормальный. Разве что можно отметить тот факт, что глубокоуважаемые международные консалтеры уже не являются «священными коровами», и в некоторых случаях они вынуждены потесниться под напором активных учеников. Но это естественно при правильном развитии ситуации. Правда, далеко не всегда девелоперы и консалтеры находят общий язык, обе стороны жалуются на недостаточную квалификацию, лень и жадность партнеров. И все вместе, дружно – на отсутствие подготовленных специалистов. Но это уже предмет другого исследования.
Роман Михайлов,
портал "Собственник" от 4 декабря 2008 г.