С приходом кризиса количество помещений общественного питания увеличивается: так, «Крошка Картошка» за несколько дней открыла 5 новых точек: 4 автокафе и один павильон. Больше сетей общественного питания планируют привлечь аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово». Как подтверждает начальник управления коммерческой дирекции аэропорта «Шереметьево» Сергей Голубятников, в данный момент приходит большое количество предложений от потенциальных арендаторов, которые хотят присутствовать в аэропорту «Шереметьево».
По словам Андрея Панфилова, директора департамента торговой недвижимости консалтинговой компании RRG, человеко-поток на вокзалах и аэропортах зависит не от степени реконцепции, а лишь от количества рейсов. Безусловно, при реконструкции (реконцепта) зданий и территорий вокзалов, аэропортов появляются дополнительные площади, предназначенные для сдачи в аренду, в том числе и для предприятий общественного питания. И ограничителем количества предприятий общепита выступит здоровая конкуренция между такими предприятием и объем той денежной массы, которую тратят пассажиры, встречающие-провожающие и т.д., находясь на территории вокзалов - аэропортов.
Сети общественного питания могут открыться и на обновленном Курском вокзале: по словам Максима Перевезенцева, уже в ближайший год, то есть с декабря 2008 по декабрь 2009 года, Mirax планирует увеличить доход Курского вокзала от услуг и аренды в 4,5 раза по сравнению с показателями прошлых лет.
«Вокзал сам по себе — очень привлекательное место, это якорь, который притягивает к себе массу людей. Поэтому нет оснований предполагать, что поток покупателей будет небольшим, следовательно, не придется существенно снижать арендные ставки даже в свете финансового кризиса», - говорит Директор департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская.
Сделать ставки
Специалисты рынка по-разному оценивают ставки в сегменте общественного питания. «Большинство операторов кафе и ресторанов пересмотрели свои планы развития на 2009 год. Многие пытаются оптимизировать расходную часть путем пересмотра арендной ставки в сторону уменьшения. Безусловно, убыточные предприятия будут закрываться. Повального закрытия точек общественного питания на сегодняшний день не наблюдается.
В некоторых случаях ставки пересматриваются. Как правило, это распространяется либо на не совсем качественные площади, либо на помещения, ставки по которым изначально были завышены. Оценить реальные изменения ставок можно будет в конце 2 квартала 2009 года. Сейчас делать выводы рано», - говорит Анна Савенко, заместитель директора, отдел торговых площадей Jones Lang LaSalle.
Как отмечает Андрей Панфилов, директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании RRG, количество свободных помещений в категории стрит-ритейл (или условно свободных, т.е. в которых еще располагаются арендаторы, но владельцы уже выставили объекты на рынок) выросло значительно, в том числе и помещений, предназначенных для предприятий общепита. Кроме того, владельцы помещений стали менее привередливы, и чаще идут на предложения потенциальных арендаторов о перепрофилировании помещений под общепит, получении необходимых согласований, покупкой дополнительных мощностей и т.п.
«Количество свободных площадей увеличилось, но ставки на проходные места упали не сильно, поэтому в ситуации, если у сети ресторанов нет достаточных средств - открывать новые точки стало не легче».- отметил Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC
«На сегодняшний день не было громких заявлений о банкротстве какой-либо ресторанной сети, не было массового закрытия ресторанных точек, - рассказывает Панфилов. - Единичные случаи закрытия ресторанов могут говорить лишь о неудачной концепции, или неэффективном менеджменте того или иного предприятия, закрытия неэффективных точек. Ни для кого не секрет, что в 2006-2008 годах сетевые предприятия питания открывались по принципу «застолбить место». В частности это касается некоторых сетей кофеен, которые вынуждены сейчас на фоне кризиса избавляться от убыточных или менее доходных «точек».
Время успеха
По словам Андрея Панфилова, затраты на открытие заведений питания в Москве снизились. Стали ниже ставки аренды и цена на недвижимость, дешевле стали стройматериалы, работы по отделке и дооборудованию, снизились заработные платы обслуживающего персонала ресторанов. Правда, выросли цены на импортное оборудование (соразмерно курсу валют), но это лишь доля в общих затратах. Многие сети подтвердили свое дальнейшее развитие, это и РосИнтер, и Мак Дональдс. В качестве живого примера можем привести сеть Старбакс, для которого компания сегодня подбирает помещения для открытия новых кофеен.