До появления в 2002г. Дома музыки в Москве было всего два больших филармонических зала— Большой зал Московской консерватории и Концертный зал им. Чайковского, переоборудованный в 1940г. из недостроенного помещения театра Всеволода Мейерхольда. В конце 90-х гг. прошлого столетия правительство Москвы приняло решение о сооружении нового филармонического зала, который по техническому оснащению был бы способен составить конкуренцию лучшим концертным площадкам мира.
Нота в стиле хайтек
Первый камень в основание фундамента будущего здания был заложен мэром Москвы Юрием Лужковым и известным дирижером Владимиром Спиваковым на стрелке Краснохолмского острова 7сентября 2000г., спустя два года объект был введен в эксплуатацию. Строительство вела турецкая фирма Enka.
Авторы архитектурного проекта Российского культурно-делового центра (РКЦ) «Красные Холмы»— «Товарищество театральных архитекторов»: Юрий Гнедовский, Владилен Красильников, Дмитрий Солопов, Маргарита Гаврилова, Сергей Гнедовский. На ХI Всероссийском фестивале «Зодчество» за проект Дома музыки они были отмечены архитектурным «Оскаром»— национальной архитектурной премией «Хрустальный Дедал».
Круглое здание из стекла и стали со скрипичным ключом на крыше— Дом музыки, построенный в стиле хайтек,— развернуто в сторону Садового кольца. Оно является главным элементом большого ансамбля. Кроме театрально-концертного комплекса с тремя залами в проект были включены студия звукозаписи, репетиционный зал, аудиовидеокомплекс, выставочный зал, салон цветов, музыкальный салон, ресторан «Аллегро», салон музыкальных инструментов фирмы Bluthner, летняя open-air площадка— «Музыкальная терраса», фактически еще один концертный зал, рассчитанный на 120человек.
Под флюгером
Дом музыки состоит из четырех блоков, общая площадь— около 42000кв. м, высота— более 46м. Всего в комплексе 10этажей над землей и два подземных уровня. Подвальные ярусы отведены под автостоянки.
Круглое здание имеет сплошное остекление. Стеклянная оболочка позволила осветить естественным светом вестибюли, фойе, лестницы и переходы и открыть, особенно с верхних галерей-фойе, виды на Москву-реку и городской ландшафт. Прозрачные фасады Дома музыки построены по принципу контрапункта к остальным сооружениям комплекса «Красные Холмы».
Первоначальная программа строительства двух концертных залов на 1800(Светлановский) и 600мест (Камерный) позже была дополнена третьим залом на 500-550мест (Театральный). Камерный зал расположен под Светлановским, а Театральный запроектирован в отдельном блоке.
Залы отделены от подземной части специальными резинометаллическими виброизоляторами, которые гасят вибрацию, возникающую от движения автотранспорта. Защищают здание более 500шумогасителей.
Главным помещением Дома музыки является Светлановский зал, войти в который можно с двух уровней. Парадный вход расположен на уровне кровли подиума. К нему примыкает круглая площадь, на которую гости поднимаются по лестнице, ведущей от Садового кольца. Посетитель попадает в большое фойе, по которому можно пройти в зал или зимний сад. Оригинально решены пилоны (опоры) портала главного входа— стальные трубы с подсвечивающимися вставками из стекла.
На этаж ниже расположена площадка для автомобилей. С этого уровня посетители могут попасть во все три зала через отдельный предвестибюль (аванвестибюль). На этот вход был сделан акцент, архитекторы увеличили пролет между колоннами, спроектировали укрупненные рамы-порталы. Композицию завершает коническая люстра под козырьком.
Купол Дома музыки венчает эмблема-флюгер— скрипичный ключ «пера» известного Зураба Церетели. Высота конструкции— 9,5м, вес— около 2т. Ключ и листья покрыты сусальным золотом. Вращается тяжелый флюгер благодаря специальному роликовому механизму. На крышу здания его водружали при помощи вертолета. Диаметр купольного перекрытия из монолитного железобетона составляет около 50м. Выступающая на 7,5м часть купола выполнена из стальных треугольных ферм, прикрепленных к контурному кольцу. Под куполом находятся несущие балки и акустические щиты.
Ведущий аналитик консалтинговой компании RRG Дмитрий Иванченко считает ММДМ «архитектурно привлекательным». По его мнению, сочетание стекла и металла делает конструкцию визуально легкой и воздушной, несмотря на значительную площадь здания. «Достигнуто хорошее сочетание функциональности и внешнего облика»,— уверен специалист.
В сегодняшней Москве Дом музыки отличается от многих новых объектов. Это современное и красивое здание, хотя нельзя сказать, что оно уникально с архитектурной точки зрения, не согласна с ним Надежда Победина, креативный директор компании «Капитал Груп». Но, безусловно, оговаривается она, в качестве элемента комплекса «Красные Холмы» оно задает определенную доминанту.
Сегодня в мире радикально меняется представление об архитектурном облике зданий подобного назначения, рассуждает Марина Резвова, заместитель генерального директора департамента недвижимости концерна «Крост». Допускается большое количество нержавеющей стали, технологически сложных инженерных конструкций, которые позволяют сделать залы многофункциональными трансформерами, демонстрируя прогресс инженерной мысли.
В качестве примеров она называет оперный театр в Сиднее Йорна Утцона (с крышей в форме морских раковин или же паруса корабля), Parco della Musica в Риме архитектора Ренцо Пиано с композицией из трех объемов, напоминающих жуков в чешуйчатых панцирях из алюминия. Эти здания с их диагональными и криволинейными линиями ломают пространства и формы, выражая идеи экспрессионизма, продолжает она.
Резвова соглашается с оригинальной идеей фасада в виде органа, но все здание в целом, включая скрипичный ключ на кровле, напоминает ей «круглые стекляшки автосалонов “Мерседес”, которых в Москве и в мире предостаточно». «С другой стороны, в данном случае важной составляющей является акустика. Ведь никому же не приходит в голову критиковать Концертный зал им. Чайковского с архитектурной точки зрения»,— подытоживает она.
«Умный дом»
За несколько лет в девелоперский сленг прочно вошел новый термин— «интеллектуальное здание». ММДМ, по мнению Резвовой, относится к одному из таких зданий. В Доме музыки установлены системы противопожарной защиты, видеонаблюдения, вентиляции, кондиционирования и отопления. В залах поддерживается оптимальная температура 20градусов и влажность воздуха 50-60%.
Система кондиционирования охлаждает воздух, регулирует влажность и распределяет его по всем помещениям. При нагревании система работает по аналогичному принципу, только нагревая воздух. Получая сигнал от тепловых датчиков, установленных в различных точках помещений, система кондиционирования обеспечивают требуемую среду.
«Могу сказать не только как эксперт, но и как слушатель: главная задача с точки зрения инженерных систем для музыкальных залов в комплексе решена успешно»,— уверяет технический директор департамента «интеллектуальных зданий» компании «Крок» Александр Ласый. При хорошем воздухообмене система вентиляции работает абсолютно бесшумно, что позволяет в полной мере насладиться исполнением. А продуманная система расположения датчиков позволяет поддерживать практически идеально комфортные условия для гостей как в залах, так и в фойе, резюмирует эксперт.
Система «умный дом», как отмечают эксперты, самостоятельно собирает информацию о температуре, влажности, состоянии воздуха, уровне освещенности и других параметрах окружающей среды и микроклимата в помещении и посылает сигналы инженерному оборудованию, которое корректирует текущее состояние. Все это позволяет снижать общие затраты на обслуживание и эксплуатацию, обеспечивает комфорт и повышает престиж здания. Тем не менее и у этой системы есть недостатки.
Мало оснастить здание современным оборудованием, необходимо этим оборудованием правильно управлять и эксплуатировать, говорит Марина Резвова. «К сожалению, часто случается, что красивые и умные проектные решения “убиваются” неграмотным подходом со стороны как строителей, так и эксплуатирующих организаций»,— сокрушается она. К важным недостаткам ММДМ она относит полное отсутствие систем навигации. При большом количестве посетителей сотрудники комплекса не имеют никакой возможности их информировать.
На стрелке
Дом музыки находится на Краснохолмской стрелке Кремлевского острова между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. Этот небольшой остров земли— самая крайняя часть исторического Замоскворечья. Со Шлюзовой набережной через Водоотводный канал перекинут пешеходный мост, ведущий к арке в «стене» офисных зданий РКЦ. Это еще одна дорога к Дому музыки. Мост довольно просто оформлен, однако использование стальных листов, соединенных под разными углами, делает его гармоничным дополнением офисного и культурного центра.
Существует проект строительства пешеходного моста через Москву-реку, который связал бы РКЦ с Краснохолмской набережной и Новоспасским монастырем. Рядом с Домом музыки находится речной причал «Новоспасский мост»— конечный пункт прогулочной линии речных трамвайчиков, курсирующих от набережной у ст. м. «Пролетарская» до Киевского вокзала. По мнению пресс-службы ММДМ, Дом музыки расположен удачно, поскольку подходы к комплексу предусмотрены и с Садового кольца около площади Павелецкого вокзала, и с Космодамианской набережной.
Дмитрий Иванченко придерживается того же мнения. Он считает, что объект расположен на одной из самых значимых трасс города, в пешеходной доступности находятся ст. м. «Павелецкая» и ж/д вокзал.
Транспортную доступность, к великому сожалению многих любителей музыки, назвать хорошей невозможно, считает Надежда Победина: здание расположено на узкой набережной, где часто проходят строительные или ремонтные работы. Но эта проблема, пожалуй, характерна почти для каждого объекта, находящегося в центре столицы, оговаривается она.
Комплекс находится вблизи Садового кольца, одной из главных транспортных артерий Москвы, что теоретически позволяет автомобилистам легко добраться до любой точки города. Однако площадь Павелецкого вокзала и поворот к комплексу— стандартное место для пробок, сетует руководитель проектного отдела компании Astera Светлана Ярова.
С одной стороны, Дом музыки находится близко к центру, с другой— в этом районе постоянные проблемы с парковкой из-за узких улиц с односторонним движением, сходятся во мнении эксперты. Машинами сотрудников забиты не только Космодамианская и Шлюзовая набережные, но и Кожевническая улица, а также многочисленные переулки вокруг, продолжает Ярова. А близко расположенные грунтовые воды Москвы-реки затрудняют здесь строительство подземных паркингов.
Заказчиком и инвестором проекта выступило московское правительство, инвестировав в него около $75млн: уже один этот фактор мог в то время гарантировать стабильность и успех, рассказывает директор по маркетингу проекта «Меркурий Сити» Ирина Стрижкова. В целом она характеризует Дом музыки как проект, «обреченный на успех». Стрижкова уверена: все было спланировано верно. Выбор генподрядчика— компании Enka, на ее взгляд, также неслучаен. «В те времена Дом музыки был чрезвычайно выгодным с точки зрения инвестиций. Но сегодня вряд ли кто-то взялся бы инвестировать в него свои средства»,— подытоживает Стрижкова.