С 2009на 2010г. по разным причинам перенесен ввод Goodzone, River Mall, подземных комплексов «Тверская молл» и «Матрешка молл», говорит Михаил Гец из «Нового качества».
Откроют, если достроят
По словам Наталии Орешиной, гендиректора Art Properties, в 2009г. девелоперы будут достраивать лишь те объекты, на которые подписано 50-70% договоров аренды. Пока что в самом крупном торговом центре, ввод которого намечен на ноябрь 2009г.,— Mall ofRussia (AFI Development, GLA— 101000кв. м), есть предварительная договоренность на 40%помещений, рассказала маркетолог Натали Шмурин. Среди арендаторов— «Формула кино», Karen Millen, Oasis, Fabi, Baldinini, Vicini и др.
На начало марта уже нашли 60%арендаторов (в том числе гипермаркет «Карусель» и «М.видео» ) и для строящегося торгового центра Viva (Accent Real Estate Investment Managers, GLA— 22000кв. м). Объект будет введен в III квартале 2009г., заверяет Елена Сабаева, вице-президент инвестора.
Наталья Давиденко из Astera допускает, что в нынешних условиях будет увеличиваться число введенных объектов с торговой галереей, заполненной на 55-60%.
Продают, но не покупают
По данным Russian Research Group (RRG), в январе 2009г. на рынке было 306торговых объектов на 215000кв. м. Средневзвешенная цена продажи 1кв. м в феврале составила $5747за 1кв. м против $7306в январе, говорит Александр Болотников из RRG.
Продают все— и небольшие магазины, и крупные торговые центры. Один из брокеров рассказал, что на продажу вместе с арендаторами выставлен бывший советский универмаг «Первомайский» (40000кв. м). Гец говорит, что такие объекты не интересны рынку: сейчас можно приобрести более новые, расположенные гораздо ближе к центру.
По данным «Магазина магазинов», готова продать ТЦ «Щука» компания «Дон-строй». В пресс-службе «Дон-строя» подтвердили, что провели оценку объекта для продажи. «Но продадим только на супервыгодных условиях»,— заявила Екатерина Куканова, руководитель пресс-службы ГК «Дон-строй».
Максим Гасиев, исполнительный директор Colliers International, предполагает, что продажа торговых объектов целиком произойдет только в случае «безвыходной ситуации» у собственника. Получить приемлемую цену сейчас крайне маловероятно, добавляет Евгений Ковров из «Магазина магазинов». Несмотря на существующее предложение, в 2009г. сделок по продаже крупных объектов не было, информирует Colliers International. «Собственники не готовы резко снижать цены, а потенциальные покупатели ждут дна»,— комментирует Болотников. Как признался Вячеслав Каминский, президент «DVI холдинга», компания купила бы какой-нибудь замороженный проект, «но не на что». «До кризиса мы делали акцент на приобретение торговых площадей, сейчас— на аренду»,— говорит Светлана Витковская, представитель Х5 Retail GroupN.V.
Платят меньше
По словам Коврова, 2009год— это год арендатора. Ритейлеры мигрируют, а собственники предлагают им все лучшие условия, рассказывает он. По данным RRG, если в январе средневзвешенная арендная ставка 1кв. м составляла $1079, то в феврале они снизилась до $929. Правда, в торговых центрах дисконт не превышает 10%— девелоперы связаны обязательствами по кредитам, признает Давиденко, тогда как в стрит-ритейле ставки снизились на 40%. В ряде объектов, где расположены дискаунтеры «Пятерочка», арендные ставки упали более чем в два раза, подтвердила Витковская.
Натали Шмурин рассказала, что компания готова сократить срок аванса с трех месяцев до одного и дает небольшие скидки на первый год аренды в Mall ofRussia. Сабаева говорит, что торговый центр Viva пока не испытывает больших проблем по сдаче в аренду: он расположен в Северном Бутове, где нет явных конкурентов, плюс компания исповедует «индивидуальный подход к каждому клиенту».
Практически не снизили в 2009г. арендные ставки успешные «Европейский», «Атриум», «Охотный Ряд». «Арендаторы подают туда все больше заявок, понимая, что один такой магазин может приносить прибыль больше, чем несколько в менее удачных местах»,— объясняет Давиденко.
А вот, например, в торговом центре Lotte Plaza арендаторы одними из первых в массовом порядке перешли на процент от оборота и сейчас размещаются практически бесплатно, рассказали аналитики «Магазина магазинов». Из-за просчетов в концепции торговой части еще до кризиса она имела низкую посещаемость, а ставки были высоки, объясняет Ковров.
Сергей Демин, старший консультант CBRichard Ellis, говорит, что арендная плата все чаще вносится как процент от оборота магазина. Например, 3-4% от валовой выручки готовы отдавать арендодателю операторы бытовой техники, 5-7%— продавцы товаров для дома, от 10%до 15%— магазины одежды и обуви.