Осень 2008 года оказалась тяжелым временем для специалистов по консалтингу. Компании с мировым именем, дающие самые компетентные рекомендации относительно недвижимости, сократили персонал в среднем на 50%, а некоторые и на 80%. Весной 2009 некоторые из фирм говорят о планах «по расширению штата», хотя на самом деле речь идет о том, чтобы вернуть на рабочие места уволенных осенью.
Причина — восстановление спроса на консультантов. Осенью почти все отказывались от их услуг со словами «хватит кормить бездельников». Теперь оказалось, что без них еще хуже. Впрочем, образ консультантов-бездельников сами консалтинговые фирмы и породили. Известный девелопер еще до кризиса рассказывал, что попытался изучить отчет, подготовленный уважаемой компанией. Страница отчета стоила тысячу долларов, и первые десять страниц содержали подробное описание города, где собирались построить торговый центр, климата и местности — словом все то, что нетрудно найти на сайте местной администрации. В былые времена любой инвестор или застройщик мог позволить себе заказать такой отчет.
Генеральный директор консалтинговой компании RRG Денис Колокольников считает, что время подобных отчетов прошло: «Проблемы с заказами будут испытывать компании, которые делали формальные отчеты «для банка». Заказчики обращались в компании с громким именем, чтобы получить отчет для предоставления потенциальным инвесторам, получения кредитов и т. д. Такие заказы не требовали от компании серьезных затрат на проведение исследований, мониторингов, оплату высококвалифицированных специалистов. Сегодня таких заказов практически нет, поскольку свелось к нулю проектное финансирование».
Однако опрошенные BFM.ru участники рынка отметили, что восстанавливающийся спрос на консалтинговые услуги позволит вернуть в компании хороших специалистов. Владимир Пинаев, управляющий директор компании Jones Lang LaSalle (Россия и СНГ) говорит, что сокращения штата были продиктованы рыночной ситуацией: «Но я по-прежнему уверен в адекватности принятых решений по объему сокращения. Сегодня на базе оптимизации издержек мы ожидаем прибыльности бизнеса, несмотря на тяжелую конъюнктуру в 2009 году. Это, как и в 1998 году, позволит нам дать возможность многим сотрудникам вернуться в компанию в момент улучшения рынка».
На смену формальным отчетам пришли новые «антикризисные» продукты. В линейке новых предложений консультантов мелькают слова «реконцепция», «экспресс-оценка», «смещение акцентов» и т. д. Евгения Сазонова, пресс-секретарь МИАН, говорит, что клиенты в самый разгар кризиса поняли, что лучше не игнорировать знания профессионалов: «Цена и ценность недвижимости слишком высока, и отказ от услуг профессионалов — всегда высокий риск».
«В кризис количество предлагаемых услуг существенно расширяется и пополняется экономичными вариантами услуг. Это нормальная реакция на снижение спроса и способ привлечения клиента», — подчеркивает директор по управлению Becar Realty Group SPb Наталья Скаландис.
В качестве примера новых услуг можно привести предложение управляющей компании «Бекар». Она разработала три варианта эксплуатации объектов: нормативная эксплуатация (включает все услуги по управлению и эксплуатации объекта, максимально удобна для собственника, но и подороже); эксплуатация-light (более экономичный вариант, который включает в себя основные услуги по управлению и эксплуатации объекта); наконец, мобильная эксплуатация (самый экономичный вариант для собственника, так как не требует присутствия представителей УК на объекте).
В «Аналитическом консалтинговом центре» компании МИЭЛЬ также разработали пакет антикризисных услуг. Генеральный директор АКЦ Владислав Луцков в интервью BFM.ru рассказал, что в условиях сильно изменившегося рынка уточнений требует буквально все: от маркетинговой концепции до рыночной реализуемости проекта.
«Также сейчас очень большой спрос на экспертизу проектов. Сейчас есть и сделки слияний и поглощений, покупки долей компаний и так далее. Эта услуга интересует наших потенциальных заказчиков, потому что на балансе компаний находятся проекты, как стартовавшие, так и находящиеся только в стадии проработки, по которым есть маркетинговая концепция, может быть документация в стадии проекта. Инвесторам необходимо понимать, насколько адекватен проект, что он может ему дать, какие будущие денежные потоки, и вообще, стоит ли его реализовывать», — говорит Владислав Луцков.
Большой популярностью в МИЭЛЬ пользуется такая услуга, как повышение доходности рентного бизнеса. Владислав Луцков считает, что в самых крайних случаях можно рекомендовать клиенту изменить направленность торгового центра либо сместить акценты по арендаторам, переместить арендаторов внутри торгового центра. Разумеется, консультанты вкупе с подобными советами прилагают экономические расчеты целесообразности таких шагов.
В RRG предложили заказчикам такую «антикризисную программу» — привязать вознаграждение по антикризисному управлению к финансовым результатам. То есть консультант сегодня готов нести материальную ответственность за собственные советы по ведению бизнеса.
Борис Юшенков, генеральный директор Colliers International (St. Petersburg) говорит, что в кризис есть поток заказов на реконцепцию: «Некоторые проекты, испытывающие сейчас проблемы со спросом, можно переориентировать. Например, некоторые бизнес-центры — в жилье, складские комплексы — в производственные помещения. Но не обязательно антикризисная реконцепция приводит к радикальным изменениям. В некоторых случаях достаточно сменить позиционирование объекта, уменьшить нарезку площадей и т. д.».
Консультанты сегодня могут подсчитать, что выгоднее для компании, сократившей штат: переехать в новый офис или подождать лучших времен в просторных помещениях: «Для компании более адекватным решением проблемы снижения издержек по недвижимости являются переговоры с текущим собственником и отсутствие переезда в новое помещение, — считает Владимир Пинаев из Jones Lang LaSalle. — Формально очевиден факт того, что по первому кварталу этого года порядка 80 процентов компаний, которые озадачились темой нахождения более адекватного помещения на рынке, остались в тех помещениях, которые они занимали».
Директор по консалтингу и оценке Becar Realty Group SPb Игорь Лучков рассказывает о новинках: «Мы ввели востребованную сейчас услугу «Технологический консалтинг», которая предполагает комплекс мероприятий по оптимизации технических процессов при эксплуатации и управлении объекта для снижения затрат. Сейчас все стремятся к экономии, поэтому подобная услуга в нынешних условиях особенно актуальна. Другая востребованная услуга – экспресс-концепция: мы сокращаем временные и финансовые затраты на исследование, при этом предлагая клиенту наиболее целесообразные варианты для реализации имеющихся активов (участка земли, недостроя и т. д). Это востребовано в силу того, что клиенты сейчас ориентированы на краткие сроки. На рынке ситуация меняется каждую неделю, делая длительные глубокие исследования почти бессмысленными».
Владислав Луцков говорит, что консультанты, изучив «конкурентное окружение», помогают брокерам рассчитать «справедливую арендную ставку» и активно включаются в переговорный процесс между арендаторами и арендодателем. Арендаторам выгоден этот процесс, потому что, заказав такую услугу, можно выиграть около 30%. Переговоры приходится проводить в основном там, где есть долгосрочные договора и неуступчивые арендаторы.
Владимир Пинаев считает, что можно выиграть и больше: «На сегодняшнем рынке коррекция докризисных ставок составляет приблизительно 30-50% от докризисного уровня. Мы ориентируем, пытаемся помочь арендаторам привести их контракты в состояние сегодняшнего рынка».