В период бурного роста экономики строительство собственного бизнес-центра или покупка здания с последующей реконцепцией стали показателем успешности и состоятельности компании, говорит Максим Полетавкин, руководитель отдела коммерческой недвижимости консалтинговой компании Russian Research Group (RRG).
Имидж стоит дорого
Как отметила Ольга Збруева, руководитель проектного отдела компании Astera, в России в отличие от развитых стран строительство объектов под конкретный заказ все же довольно редкое явление. Что связано в первую очередь с низкой рентабельностью. «Расходы на содержание БЦ сопоставимы с расходами на аренду офисных площадей»,— объясняет Маргарита Трофимова, директор департамента консалтинга и оценки Becar Realty Group.
Заказчиками выступали в основном сырьевые гиганты, банки или крупные иностранные компании, для которых собственное здание— это неотъемлемая часть имиджа. Обычно компании предпочитают арендовать целиком уже почти готовые объекты, отмечает Збруева.
В Colliers International подсчитали, что за последние два года в Москве под заказ было построено менее 10офисных центров. В частности, в Лучниковом переулке, 7/4, стр. 2,возведено здание для банка «Возрождение», на 2-й Брестской улице, 34,— для Альта-банка, на Ленинградском шоссе, 71В,— для Metro Cash & Carry, в Мясницком проезде, 5/28, стр. 1-1a,— для УК «Энергосфера», на ул. Профсоюзной, вл. 125, стр. 1,— для «КомСтрина», на ул. Волочаевской, вл. 5,корп. 1,— для компании «Крок», а для «Система-Галс» был построен офисный центр на ул. Моховой,13.
Одной из крупнейших сделок Iквартала 2009г. в столице, по данным Knight Frank, стала покупка Сбербанком России у компании Midland Development БЦ класса B+«Южный порт» (2-й Южнопортовый проезд) общей площадью 55080кв. м. Ранее банк являлся арендатором этого здания.
Давление обстоятельств
Корпоративные БЦ попадают на рынок недвижимости крайне редко и под влиянием серьезных обстоятельств. Например, в 2008г. состоялась сделка по продаже БЦ «Нефтяной дом», являющегося штаб-квартирой РАО «ЕЭС России». Причиной стала ликвидация энергохолдинга (до момента окончания своей реорганизации компания останется только арендатором площадей). «В чьих интересах действует покупатель (»Интерцессия«), не раскрывается, однако объект признан перспективным с точки зрения инвестиционных вложений»,— отмечает Ольга Збруева.
Другой пример— выход на рынок здания на Олимпийском проспекте, 6.В конце 2007г. оно было приобретено для нужд некой компании, чтобы после завершения реконструкции разместить в нем центральный офис. На данный момент работы на объекте площадью 12000кв. м практически завершены, но, не дождавшись новоселья, компания выставила объект на продажу. Главным условием сделки является возможность заключения договора аренды на все площади с новым собственником.
Ввиду небольшого количества корпоративных БЦ каждый случай продажи или нового строительства является уникальным и решение о судьбе объекта принимается в индивидуальном порядке, рассказывает Збруева. БЦ «Башни «Сименс», строительство которого вела компания «Система-Галс» для компании Siemens (выступает соинвестором проекта), в 2008г. был переименован в «Ленинградский Тауэрс», но строительство так и не было завершено. В настоящее время стройка законсервирована, информации о продаже недостроя нет.
Новые проекты на рынке в настоящее время носят единичный характер. Так, в марте 2009г. российское подразделение компании Bosch подтвердило планы строительства офисного комплекса для собственных нужд в районе «Шереметьево-2» (впервые о проекте было объявлено весной 2008г.). Начало работ запланировано на 2010г. В комплекс войдут офисные площади, складские помещения, центр обучения, сервисный центр и парковка.