Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Как Олег Дерипаска избавился от лишних менеджеров

08.06.2009

Важно не только купить объект недвижимости, но и уметь им управлять, чтобы он не только не пришел в негодность, но и приносил прибыль. Поэтому за грамотное управление своими активами в лучшие времена всегда платили деньги даже олигархи. Стоит ли в кризис озаботиться наличием facility-менеджера или на этом лучше сэкономить, разбирался «Собственник».

«А я экономить буду!»

Как объяснил генеральный директор компании Smart Property Константин Королев, в Москве, да и в других крупных городах, уже имеется масса компаний, предоставляющих услуги фасилити-менеджмента (от англ. facility-management – управление объектами), которые можно иначе назвать эксплуатацией недвижимости либо управлением.

По словам генерального директора Becar Realty Group Александра Шарапова, в комплекс предоставляемых услуг входит эксплуатация зданий и сооружений и клининг. Как объясняет эксперт, только за счет сокращения расходов на эксплуатацию зданий (21-25%) и на клининг (9%), а также за счет увеличения прибыли от эффективного управления можно сэкономить до 40% бюджета. Это в случае наличия у собственника объекта договора на обслуживание фасилити-компанией.

Между тем, считает генеральный директор консалтинговой компании RRG Денис Колокольников, качественный фасилити-менеджмент, приближенный к европейским и мировым стандартам, пока встречается лишь в «столицах» – Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Исправлять ситуацию и внедрять мировые стандарты обслуживания повсеместно в различных российских регионах собирается крупнейший европейский альянс EASI, заключивший соглашение о партнерстве с Becar Realty Group. Последняя намерена вложить в развитие данного сотрудничества в ближайшие два-три года $3 млн.


Справка. EASI (European Alliance for Solutions and Innovations) был основан в 2006 году и охватывает несколько европейских стран. Соглашение с Becar – первый выход альянса на российский рынок.

Через огонь и воду – к контрактам

Как рассказал операционный управляющий германской Ray Facility Management Group Маркус Хильмес, каждой компании, желающей подписать соглашение с EASI, предъявляется два основных требования. Это наличие отличной репутации на домашнем рынке, а также определенного видения своего развития на рынке Европы. Александр Шарапов не стал скрывать, что рассчитывает на сотрудничество с EASI в части привлечения крупных авторитетных клиентов, например, Ford, имеющего свои заводы в России. Однако, прежде чем заполучить такие контракты, придется отработать два года испытательного срока. Только после этого сотрудничество с европейцами будет полноценным и даже даст возможность новому члену альянса увеличить свою долю и приобрести акции EASI.

В Европе деятельность фасилити-компаний может носить даже общественно значимый характер. Один из примеров привел Маркус Хильмес. Так, в рамках государственно-частного партнерства ведется реконструкция одного из средневековых замков. Владельцем его является административный округ. С 1991 года здание XIII века постройки не эксплуатировалось, и почти 20тыс.кв.м пришли практически в негодность. Между тем сейчас здание необходимо реконструировать и перестроить под нужды регионального правительства. Любые работы над историческим памятником сильно ограничены. Правительство заключило договор с двумя основными участниками: строительной компанией и компанией, предоставляющей услуги фасилити-менеджмента, входящей в альянс EASI. Также заключен и договор с банком, но банк не влияет на принятие решений по проекту. Таким образом, основной целью работ является сохранение исторического памятника и создание нового, эффективного предприятия. За это и отвечает EASI.

Время больших возможностей

В России пока таких проектов нет. Под управлением Becar находится свыше 1млнкв.м площадей, но в основном это объекты ретейла, офисы, а также mix-недвижимость (среди клиентов также Росимущество, РЖД, Metro Cash&Carry, гипермаркеты «Реал», ТРЦ «Аэробус», сеть комплексов «Июнь»).

По словам Александра Шарапова, выгоднее всего работать с государственными структурами, поскольку у них есть бюджеты, а коммерческие предприятия могут задерживать выплаты за услуги по нескольку месяцев. Кроме того, выгодно обслуживание современных объектов, иначе эксплуатация становится дороже «за счет постоянного латания дыр».

Несмотря на это, Becar «присматривается» и к управлению жилым сектором. Во всяком случае, такое не исключается, как не исключено и управление в будущем зданиями гостиничного профиля, подтвердила менеджер проекта EASI-Becar Анна Мухина. Как бы то ни было, в компании уверены, что на место завхозов должны прийти управляющие из сферы фасилити-менеджмента.

С дополнительными удобствами

Но так ли просто убедить рынок в необходимости назревших преобразований именно сегодня, в кризис? Как стало известно «Собственнику» из анонимных источников, например, бизнесмен и олигарх Олег Дерипаска предпочел сэкономить на фасилити на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Теперь оборудование и даже самые необходимые мелочи, вплоть до банальных лампочек накаливания, закупают сами начальники участков. Никаких фасилити, все сами… Очевидно это помогает в данный момент экономить больше, чем при помощи современных управленческих стандартов.

Хотя по сути, рассуждает Константин Королев, экономия может (и должна) проявиться в сфере взаимодействия между управляющей, эксплуатирующей компаниями и самими арендаторами. Так, для решения любой проблемы технического рода необходимо подать только заявку. «Выполнение и контроль переходят в эксплуатирующую компанию, которая здесь экономит деньги напрямую и через сокращение времени решения почти любых проблем. Она может координировать централизованно выполнение всех заявок, подключая необходимые службы, обеспечивая доставку расходных материалов, запчастей или инструмента, отслеживая факт исполнения заявки и обеспечивая обратную связь с заявителем», – перечисляет эксперт.

Но, напоминает Денис Колокольников, не надо забывать, что фасилити часто ассоциируется с «удобствами», а за «удобства» надо платить. Платить же сейчас (на примере Дерипаски) мало кто хочет. Наоборот, стремятся сэкономить. Но в то же время фасилити – это и есть технология, позволяющая экономить, такой вот фокус! Выход можно найти: если компания предлагает дополнительные удобства за те же деньги. «Тогда она может рассчитывать на успех», – говорит Колокольников.

Кроме того, замечает Константин Королев, раз собственники объектов сегодня ожидают столь низких расценок на услуги эксплуатирующих организаций, то и удовлетворить их можно только при одном условии: не давая никаких гарантий качества проводимых работ, т.е. не обязуясь обеспечивать безаварийную работу объекта и обслуживание в соответствии с нормальным регламентом. Но едва ли такая работа укладывается в представления об обслуживании фасилити в соответствии с мировыми стандартами…

Таким образом, фасилити-менеджмент в нынешней России может найти свою нишу в среде разве что дальновидных руководителей и владельцев бизнеса, не стремящихся к сиюсекундной выгоде, а работающих на долгосрочную перспективу.
 
Алевтина Максимова,
портал "Собственник" от 08.06.2009 г.
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты