Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

В ритейле нет места доминированию

23.07.2009
Российское правительство выдвинуло предложение запретить покупку продовольственными торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае превышения ими порога доминирования в 25%, или при превышении товарооборота в 1 млрд. рублей. Соответствующие предложения содержатся в проекте закона о регулировании торговой деятельности. Этот документ обсуждался на заседании президиума правительства и был внесен в Госдуму РФ. Как этот законопроект отразится на российских ритейлерах и к чему он может привести, расскажут наши эксперты.

Для чего ФАС предложила к рассмотрению закон о регулировании торговой деятельности, который предполагает запрет на покупку продовольственными торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае превышения ими порога доминирования в 25%, или при превышении товарооборота в 1 млрд. рублей?

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Госорганы тщетно пытаются ограничить присутствие на рынке крупных торговых сетей. Запрет легко можно обойти путем аренды, в т.ч. у дружественных организаций. Такая же участь у других предлагаемых нововведений.

Владислав Фадеев, ведущий эксперт-аналитик GVA Sawyer в Санкт-Петербурге

Причина лежит на поверхности и озвучена. Это желание ограничить развитие торговых сетей, так как их доминирование на рынке в ряде городов (доля сетевой торговли превышает 60-70%) создает предпосылки ценового манипулирования. С точки зрения антимонопольной службы в этом есть резон.

Дмитрий Агапов, генеральный директор Консалтинговой компании «Перспектива»

Причина внесения таких предложений — попытка усилить государственное давление на крупные продовольственные торговые сети, продемонстрировать, что государство борется с кризисом и его причинами, т.к. обыватели все чаще видят в сетях причину повышения цен и прочих неприятностей.

Дмитрий Цыбанков, генеральный директор ИГ SeSeGar

Руководство ФАС исходит из того, что в случае монополизации определенными сетевыми компаниями конкретно взятого региона/района/микрорайона, не будет создана предпосылка для естественной ценовой конкуренции торговых операторов. Это приведет к постепенному повышению цен у оператора-монополиста. Сетевые компании зачастую решают эту проблему путем создания сложной корпоративной модели, где внутри одного холдинга под эгидой разных юридических лиц, существуют два бренда: категории эконом и категории премиум - класса. Например, сеть «Квартал» -«Виктория».

Дмитрий Лобачев, адвокат юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры»

Несомненно, что указанное предложение ФАС прежде всего направлено на сохранение и развитие конкуренции, ограничение деятельности крупных торговых сетей и поддержку малого и среднего бизнеса в торговой сфере. Дополнительной возможной причиной может быть стремление ФАС ограничить доминирующее присутствие крупных торговых сетей в ограниченном количестве регионов и создать условия для стимулирования их развития в большем количестве регионов.

Татьяна Ващенко, ведущий аналитик консалтинговой компании RRG

В первую очередь это было сделано для поддержки малого и среднего предпринимательства, местных небольших игроков, которые с приходом в регион крупных сетевых операторов несут убытки и теряют покупателей. Помимо этого, ограничение конкуренции и монополия или олигополия негативна для конечного потребителя, у которого по сути нет выбора. В частности, в этой ситуации потребитель сможет приобретать товары только тех производителей, с которыми работает сеть-монополист.

Как вы оцениваете инициативу Минпроторга по запрету ночной торговли крупным магазинам? Не станет ли это причиной вымирания «ночной торговли» как таковой?

Вадим Зарипов

Это реанимация идеи Грефа, высказанной несколько лет назад. Разумных объяснений этой инициативе вряд ли можно найти. Ночная торговля удобна населению, особенно в крупных городах, где существует проблема пробок на дорогах. Ночная торговля сохранится в виде ларьков, но вряд ли это можно считать удачным способом поддержки малого бизнеса и защиты прав потребителей. «Магазины у дома» привлекательны сами по себе, в силу «близости к людям», и они должны научиться использовать это неоспоримое преимущество.

Владислав Фадеев

Если компания, в нашем случае сетевой оператор, находит для себя выгодным работать 24 часа в сутки, то почему это нужно запретить? Потребитель голосует рублем за возможность ночной торговли. Одной из часто обсуждаемых проблем является проблема доступа отечественным сельхозпроизводителям к полкам сетевых операторов. Если предположить, что фермерское хозяйство, поставляющее мясо, будет продавать его в магазине у дома, то потребительского потока ночью просто не хватит для реализации товара. Поэтому такого рода товары вряд ли могут быть реализованы ночью в магазинах у дома. А в гипермаркетах у них шансов больше. Но тут действительно возникает вопрос доступа на полки. Желающих много и существующая система просто производит отбор. Запрет ночной торговли в крупных сетях вряд ли приведет к вымиранию ночной торговли как таковой, но может привести к росту цен.

Дмитрий Агапов

На мой взгляд, ограничение ночной торговли в крупной торговле только чтобы поддержать мелкую торговлю противоречит свободе рыночной конкуренции. Если мелкая торговля не выдерживает в свободной рыночной борьбе с гипермаркетами, то зачем она нужна? Вряд ли закон убьет ночную торговлю как таковую, но навредить свободной конкуренции может. Другой вопрос — возможность крупных сетей пользуясь своим доминирующим положением осуществлять недобросовестную конкуренцию, завышать цены и т.п. Та же самая ситуация с ограничениями на покупку продовольственными торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае превышения лимитов: нужно не мешать становиться крупными, а наказывать за конкретные нарушение конкуренции. По законопроекту же получается, что сети «наказываются» ограничением в росте просто за свой размер. Кроме того, любые подобные ограничения крупнейшие игроки смогут обойти и в результате будет причинен вред тем, кого планировалось защитить.

Дмитрий Цыбанков

Запрет ночной торговли - это попытка государства в лице Минпроторга «поддержать» малый бизнес. Однако основным товаром для ночного покупателя является алкоголь. Законодательно запрещена торговля крепкими алкогольными напитками через торговые точки, не имеющие достаточного торгового зала. Прибыль крупных магазинов во время ночной торговли - спорный вопрос. Выручка мала, а заработная плата и расходы на электроэнергию - те же. Думаю, ни сетям, ни «лоточникам» эта инициатива особых изменений не даст. Изменения коснутся лишь районов-кластеров, где исторически работало 2-3 «ночных» магазина, в непосредственной близости от которых прекрасно располагалось несколько палаток. Повторюсь, ночная выручка формируется, в основном от продажи крепкого алкоголя, пива и сигарет.

Дмитрий Лобачев

С другой стороны представляется, что подобный шаг нанесет существенный удар по качеству обслуживания, к значительному ухудшению качества и ассортимента товаров и услуг, предлагаемых при ночной торговли и приведет к росту числа нарушений. В целом указанный шаг скорее приведет к ухудшению в этой сфере, так как, несомненно крупная торговая сеть имеет больше возможностей и средств для организации более высокого уровня обслуживания и организации ночной торговли. Вряд ли можно предположить, что запрет на ночную торговлю для крупных магазинов станет причиной вымирания «ночной торговли», как таковой. Природа не терпит пустоты и скорее всего эта ниша будет заполнена средними или малыми магазинами или их подобием. С точки зрения развития малого и среднего бизнеса это несомненный плюс.

Татьяна Ващенко

Запрет ночной торговли супермаркетами с одной стороны позволит развиваться малому бизнесу, но с другой стороны может негативно сказаться на потребителях. Ведь зачастую в небольших палатках и магазинах товар продается по более высокой цене и не самого высокого качества. Помимо этого для ночной работы необходимо собрать множество дополнительных разрешений, обеспечить усиленную охрану и т.д, то есть расходы на эксплуатацию в ночное время значительно возрастают. При этом, доходы супермаркета ночью очень невелики. Крупные супермаркеты могут себе позволить повышение издержек, несмотря на невысокие прибыли в ночное время, так как в данном случае скорее идет работа на имя, престиж сети. Небольшим магазинам работа ночью может просто стать невыгодна и тогда в проигрыше опять же окажется конечный потребитель.

Какое влияние на рынок может оказать желание государства «навести порядок в сфере торговли»?

Вадим Зарипов

Административные попытки перераспределить ренту в цепочке производителей и продавцов нарушают принципы свободной торговли в рыночной экономике. Прежде всего такие ограничения повлекут дополнительные издержки и потери торговых организаций, которые неизбежно будут переложены в цену товаров. Соответственно вырастут розничные цены. Также будут созданы препятствия для внедрения современных технологий торговли, которые несут сетевые магазины. Ухудшение положения потребителей, т.е. всего населения, отразится в итоге на производителях и государственных деятелях.

Владислав Фадеев

С макроэкономической точки зрения вмешательство государства в экономику приводит к уменьшению эффективности производства, за исключением так называемых «провалов рынка». Например, к ним относятся вопросы оборонной промышленности и другие общественные блага, экологические вопросы. Сфера торговли к ним не относится. Поэтому считаю, что регулирование предлагаемым образом сферы торговли не будет эффективным. Ключевым в этой истории остается вопрос конкуренции, так как помимо ограничения развития одних игроков рынка жизненно необходимо не ограничивать развитие других. А с учетом сложностей и количества согласований, которые надо пройти для открытия нового магазина, развитие малого бизнеса крайне затруднено. Поэтому есть риск того, что вводимые ограничения либо приведут к уходу в тень существующей торговли, превышающей установленный лимит, либо к росту цен, когда вырастет спрос на продукцию.

Дмитрий Агапов

Если уж заботится о товаропроизводителях и поставщиках крупных сетей — лучше узаконить бонусы и входные билеты, чтобы поставщики и товаропроизводители не страдали от того, что налоговая не принимает их к вычету.

Дмитрий Цыбанков

Безусловно, желание государства навести порядок в торговле - инициатива благая и давно назревшая. Другое дело, первостепенные ли вопросы взялись решать чиновники от торговли. Рынок - вещь гибкая и приспосабливается ко всему. На мой взгляд, государственным органам следовало бы начать реформы с усиления контроля за качеством продовольствия. Регулированием взаимоотношений между производителем и сетями. Поощрением формирования сетями своих хозяйств, перерабатывающих комплексов, производств.

Дмитрий Лобачев

В данном случае, трудно сказать однозначно о том, каковы будут результаты такого государственного наведения порядка. Несомненно, что существует ряд вопросов, требующих вмешательства государства в сфере торговли, с другой стороны чрезмерный государственный контроль может существенно ограничить или стать препятствием в развитии частной деятельности в торговой сфере. В этой связи, при использовании государственного регулирования торговли необходим постоянный поиск баланса частных и общественных интересов с целью обеспечения развития этой сферы в интересах потребителя.

Татьяна Ващенко

Если все поправки будут приняты в том варианте, в котором сейчас обсуждается, то это может привести к сдерживанию развития сетей. А это, в свою очередь, повлияет на арендные ставки для продуктового ритейла. Ведь количество потенциальных якорных арендаторов уменьшится. Но в тоже время, появятся возможности для развития новых сетевых проектов, развитие которых в сегодняшней ситуации ограничено агрессивной политикой со стороны ведущих сетевых операторов.
портал "Арендатор" от 23.07.2009 г.
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты