Консалтинговая компания RRG в рамках еженедельного мониторинга рынка предложения коммерческой недвижимости в Москве подвела итоги июня 2009 г.
Торговая недвижимость. Опять дефицит?
В сегменте торговой недвижимости июнь ознаменовался совсем не характерным для последних десяти месяцев снижением объема предложения. Особенно ярко это проявилось в центральной части столицы, где количество предложений за месяц сократилось на четверть, а суммарная площадь объектов – еще больше – на 28%. При этом в абсолютных значениях объем предложения за июнь в пределах Садового Кольца является рекордно низким за весь четерехлетний период мониторинга – всего 53 объекта, общей площадью 16 тыс. кв.м стоимостью $242 млн. За пределами Садового Кольца столь резких «скачков» не наблюдалось: на рынке экспонировалось на 7% меньше торговых площадей, нежели в мае.
Подобное падение предложения обусловлено двумя основными причинами. Первая - начало летнего затишья на рынке. Продавцы, которым не нужно в срочном порядке реализовывать свои объекты, снимают их с продажи, не желая тратить деньги на рекламу в период отпусков и рассчитывая на оживление деловой активности осенью. Вторая причина – не столь характерная для периода стагнации - продажа существенного количества «топовых» объектов стрит-ритейла. Несмотря на сложный рынок и кризис, спрос на такие помещения также остается на высоком уровне. «В период с февраля по июнь нам известно о более чем 25-30 сделках по «топовым» объектам, - говорит генеральный директор RRG Денис Колокольников. – При этом у нас нет полных данных о количестве подобных сделок, так что реальная цифра явно больше. Только компанией RRG было продано 10 объектов. Покупателями, в основном, являются не конечные пользователи, а частные инвесторы, которые самостоятельно либо в партнерстве с кем-нибудь приобретают помещения с расчетом на то, что сейчас удачное время для вложения в заведомо ликвидные объекты в «вечных» местах по привлекательным ценам. А выбора уже таково нет. Примечательно, что не было выставлено на продажу ни одного объекта площадью более 1000 кв.м., а средняя площадь объектов составила 300 кв.м. Средневзвешенная цена по этим объектам составила $15128/кв.м, что ниже на 5% по сравнению с майским показателем, но это объясняется не снижением привлекательности сегмента, а уходом лучших объектов с рынка.»
За пределами Садового Кольца столь резких «скачков» не наблюдалось: на рынке экспонировалось на 7% меньше торговых площадей, нежели в мае. При этом средневзвешенная цена квадратного метра сохранилась на прежнем уровне, составив $5 057/кв.м. таким образом, можно вполне уверенно говорить о стабилизации цен на торговую недвижимость. В пользу данного предположения говорит и продолжительность присутствия объектов в рекламе. Средний срок экспонирования торговых помещений продолжает расти, но находится на более низком уровне, чем в офисном сегменте – если в январе этот показатель был равен 128 дням, то по итогам июня он равен 134 дням.
Впрочем, о завершении стагнации речь пока не идет. Все это – показатели завершения формирования «нового» рынка в торговом сегменте. И покупатели, и продавцы сориентировались в ситуации, нашли тот баланс цен, за который сегодня готовы продавать и покупать торговые помещения. При этом следует отметить, что цены на этом «новом рынке» существенно ниже, чем на «старом»: по сравнению с докризисным июнем 2008 года средневзвешенная стоимость квадратного метра в пределах Садового Кольца упала на 32%, за пределами Садового Кольца – на 23%.
Новый уровень отражается на и «рекордных» предложениях. Так, в июне самое дорогое торговое помещение (площадь 67 кв.м, м. Маяковская) оценивалось продавцом в $14776/кв.м. При этом минимальная цена приближается к уровню себестоимости: торговый объект площадью 800 кв.м в удаленном от центра районе экспонируется по цене $1500/кв.м.
Основные данные по рынку купли-продажи коммерческой недвижимости Москвы на основании мониторинга RRG, июнь 2009.
Торговые помещения внутри Садового Кольца
Торговые внутри СК |
Количество |
Общая стоимость, млн. $ |
Общая площадь, тыс. м2 |
Средняя площадь, тыс. м2 |
Средневзвешенная цена, $ |
значение |
53 |
242 |
16 |
0,30 |
15 128 |
к маю 2009 |
− 25% |
− 32% |
− 28% |
− 4% |
− 5% |
к июню 2008 |
− 23% |
− 57% |
− 37% |
− 18% |
− 32% |
Торговые помещения за пределами Садового Кольца
Торговые вне СК |
Количество |
Общая стоимость, млн. $ |
Общая площадь, тыс. м2 |
Средняя площадь, тыс. м2 |
Средневзвешенная цена, $ |
значение |
295 |
1 326 |
262 |
0,89 |
5 057 |
к маю 2009 |
+ 2% |
− 7% |
− 7% |
− 9% |
0% |
к июню 2008 |
− 11% |
− 23% |
0% |
+ 12% |
− 23% |