Архитектурный проект торгового центра может быть удачным только тогда, когда он учитывает интересы девелопера, главного архитектора города и арендаторов. Но главный критик тут – покупатель, который в буквальном смысле «голосует рублем». За время существования рынка торговых зданий выработались определенные правила и архитектурные приемы, которые вполне способны сделать проект более доходным.
Снаружи и внутри
Целям комфортного пребывания посетителей и удобства эксплуатации здания должна служить и внутренняя планировка. Специалисты компании RRG поделились несколькими конкретными рекомендациями для российских ТЦ. Так, размер нарезки торговой галереи должен увеличиваться с этажностью, т. е. на третьем этаже нарезка должна быть крупнее, чем на втором. «Якорные» магазины должны располагаться в конце основного прохода или по углам этажа. Соотношение количества «якорей» и других операторов торговой галереи должно быть сбалансировано. Следует избегать образования «мертвых зон», куда редко заглядывают посетители, и, наконец, учитывать принцип соседства составляющих ТЦ: например, фуд-корт не нужно проектировать рядом с мультиплексом.
Добро пожаловать!
Входную зону нужно выделять на фоне остального фасада: это может достигаться ее центральным расположением или использованием материалов, отличных по цвету и фактуре от оформления фасада. Это правило соблюдают во всем мире, например, в Fashion Show в Лас-Вегасе входная группа, украшенная композицией в виде облака, поистине грандиозна. Навесы над входом также могут способствовать его визуальному выделению. Причем козырек не нужно протягивать вдоль всего фасада, иначе укрывшиеся от дождя люди будут просто стоять под ним, а не заходить в магазин.
За участком входа должна следовать широкая зона, откуда клиент может видеть максимальное число магазинов, здесь же необходимо располагать информационные табло. Одно из самых современных веяний времени – электронные табло. Так, в «Европейском» в Москве во входной зоне расположена система электронной навигации.
А примерами входных групп, весьма грамотно решенных средствами архитектуры или отделки, могут служить входы у ГУМа, ТЦ «Времена года», «Крокус», «Дрим Хаус», «Петровский Пассаж». В «Крокус Сити Молл» входная группа начинается еще на паркинге, где разбиты островки зелени, стоит понятная система указателей, внутри находятся зоны информации и ресепшн.
Если «якорем» в торговом центре является гипер- или супермаркет с разделенными входом и кассовой зоной, то специалисты советуют устраивать два входа-выхода, что позволит распределить потоки потребителей, уже сделавших покупки и только пришедших в ТЦ.
Волшебное стекло
Атриум выделяет торговые галереи или отдельные площади, а также делает пребывание в магазине приятным для посетителя. Известно, что человек всегда отдает предпочтение естественному, а не искусственному освещению. Однако использовать второй свет следует выборочно. «Использование стеклянной кровли (или фасада) в зоне фуд-корта (такая ситуация встречается, например, в ТЦ «Солнечный ветер», «Мосмарт», «РИО») не всегда эффективно, – говорит Елизавета Эстрина. – С одной стороны, организация естественного освещения в местах отдыха предпочтительна, и фуд-корты не являются исключением. С другой стороны, увидев, что за витринным стеклом темнеет, клиенты фуд-корта заспешат домой, хотя могли бы провести в ТЦ больше времени». Стеклянный фасад и кровлю имеет ТРЦ «Атриум», элементы стеклянной кровли есть у ГУМа, ЦУМа, «МЕГИ», «Крокуса», «Европейского».
Хитрости большие и маленькие
Магазины-арендаторы на втором уровне и выше, как правило, располагаются с четырех сторон сквозного «колодца» здания. Девелоперы обычно настаивают на максимальном увеличении полезной площади центра, но все же иногда «колодец» проектируется слишком широким. Тогда он перестает выполнять функции своеобразной «смотровой площадки»: посетитель перестает видеть названия и витрины магазинов на другом этаже или противоположной стороне «колодца».
Ширина пустого пространства между галереями не должна превышать 5 м. Оптимальная ширина проходов – 3–4 м, высота – от 4 м, хотя принятых правил или норм, определяющих конкретные величины, нет. Проходы должны быть достаточно широкими и удобными, но не создавать впечатление огромных проспектов и ощущение пустоты.