Несмотря на сложности финансирования и резкое падение спроса на коммерческую недвижимость, отдельные операторы рынка недвижимости уже сейчас начинают реализовывать проекты, ориентированные на «послекризисный дефицит». Именно с таким «прицелом» консалтинговая компания RRG разрабатывала концепцию нового торгового центра в АО Зеленоград г. Москвы на пересечение Панфиловского пр-та и 1-го Западного проспекта.
Концепцией предусматривается строительство торгового центра общей площадью 36 000 кв. м., с торговой площадью 19 000 кв.м. В качестве якорного арендатора на площади около 7000 кв.м. планируется размещение продовольственного гипермаркета. Оператор пока не определен, но в настоящее время ведутся переговоры с международными продовольственными сетями Carrefour, Real`, Aushan.
На втором этаже предполагается размещение спортивных магазинов, супермаркета детских товаров, бытовой техники. Оставшуюся площадь займет торговая галерея, рестораны, кафе. На территории ТЦ будет оборудован паркинг на 800 м/мест.
В настоящее время ведутся предпроектные работы. Начать строительство планируется к концу текущего года, а завершить – к концу 2011 года.
Девелопером проекта выступает Инвестиционно строительная группа "МАВИС". Объем инвестиций в проект - 40 - 45 млн. долларов. Компания-девелопер планирует осуществлять финансирование проекта, как из собственных, так и из кредитных средств. Именно вложение собственных средств в ситуации финансового кризиса, по мнению девелопера, должно минимизировать риск недоинвестирования и – как следствие – замораживания строительства.
Специалисты консалтинговой компании RRG, которая является консультантом проекта, уверены в его успешности. «Большинство аналитиков рынка сходится во мнении, что стагнация, невостребованность коммерческих площадей и вынужденное замораживание многих проектов в дальнейшем приведут к дефициту на рынке профессиональных торговых центров с успешной выверенной концепцией. – говорит директор департамента торговой недвижимости компании RRG Андрей Панфилов. - Понятно, что объекты, которые появятся в этот момент, будут крайне востребованными. Но даже, если к концу 2011 года стагнация на рынке коммерческой недвижимости не закончится, это будет один из тех проектов, который будет привлекателен для арендаторов и в кризисные времена. Торговый центр строится в стратегически удачном месте на развязке дорог, на въезде в Зеленоград.
Зеленоград является замкнутым кластером, в котором по результатам опросов населения лишь около четверти населения ежедневно ездят в Москву на работу или учебу. Высокая плотность населения в этом районе сочетается с низкой обеспеченностью современными торговыми площадями. Однако в 2009 году обеспеченность населения Зеленограда современными торговыми площадями составила всего 66,3 кв.м на 1000 жителей (Для сравнения - обеспеченность населения Москвы торговыми площадями в профессиональных торговых центрах составляет около 260 кв.м на 1000 жителей).
Например, в Зеленограде нет ни одного продовольственного гипермаркета. Соответственно – нет серьезной конкуренции в продуктовом ритейле. Этим обусловлена высокая заинтересованность в проекте со стороны продовольственных операторов.
По оценкам компании RRG Зеленоград может поглотить еще не менее 60 тыс.кв.м торговых площадей в торговых центрах. Спрос на торговые помещения подтверждается и низким уровнем вакантных площадей в торговых центрах Зеленограда: доля вакантных площадей, как в концептуальных, так и неконцептуальных объектах не превышает 4-5%.»