Консалтинговая компания RRG в рамках еженедельного мониторинга рынка предложения коммерческой недвижимости в Москве подвела итоги июля 2009 г.
Середина лета на рынке коммерческой недвижимости традиционно является наименее активным периодом. В нынешнем году сезон отпусков наложился на общую стагнацию рынка и – как следствие – нежелание продавцов тратить средства на рекламу объектов в период «затишья».
Таким образом, объем предложения на рынке коммерческой недвижимости находится на прежнем уровне, который по сравнению с весенними месяцами несколько снизился, но по-прежнему достаточно высок. В июле экспонировалось 1143 объектов, общая площадь которых составила 2,527 млн. кв.м. Общая стоимость объектов, представленных на рынке, по сравнению с предыдущим месяцем повысилась на 1% и составила $10,569 млрд. Средний срок экспонирования объекта продолжает свой рост, и по итогам июля составляет 152 дня.
По рынку в целом средневзвешенная цена поднялась на 2% и составила 4182 $/кв.м. Общую ценовую ситуацию можно охарактеризовать как стабильную. Есть сегменты, в которых наблюдается небольшой рост цен, либо снижение, не превышающее 1%, что позволяет говорить о стабилизации цен. Доля на рынке объектов, продолживших экспонирование с предыдущего месяца и при этом повысившихся в цене, составила 13%, доля снизившихся в цене объектов – 19%. В прошлом месяце эти показатели составляли 14% и 19% соответственно, то есть за месяц практически не изменились.
Текущую ситуацию с ценами можно считать «стабильной стагнацией». Причем данное состояние отражает не столько сезонное снижение деловой активности, сколько общую тенденцию рынка: вот уже на протяжении около трех месяцев нет ярко выраженного движения цен ни в сторону повышения, ни в сторону понижения.
Примечательно, что, несмотря на более высокую средневзвешенную цену торговой недвижимости по сравнению с офисной, минимальная и максимальная стоимость «квадрата» в этих сегментах одинаковы. Так, самая высокая цена предложения торговой (метро Пушкинская) и офисной (метро Парк Культуры) недвижимости составила 35000 $/кв.м. А самое дешевое предложение в каждом сегменте - 1300 $/кв.м. Именно столько обозначено в рекламе торгового помещения в Марьино и офисного здания у метро Пражская.
В структуре предложения по общей площади значительных изменений не произошло – лидирующее положение по-прежнему занимают офисные помещения. Их доля составила 61,6%. На втором месте в структуре предложения по общей площади объектов находится сегмент производственно складских помещений, занимающий 22,2% рынка. Доля торговых предложений составляет 11,7%. Лидирует офисный сегмент и по доле в общей стоимости всех объектов на рыке – 71,7%. Далее следуют торговые помещения с долей 15,2%, доля ПСП – 8,3%.
Основные характеристики рынка купли-продажи коммерческой недвижимости г.Москвы (по данным мониторинга RRG), июль 2009.
Рынок в целом.
Все сегменты |
Коли-чество |
Общая стоимость, млн. $ |
Общая площадь, тыс. м2 |
Средняя площадь, тыс. м2 |
Средневзвешенная цена, $/м2 |
значение |
1 143 |
10 569 |
2 527 |
2,21 |
4 182 |
к июню 2009 |
0% |
+ 1% |
- 1% |
- 1% |
+ 2% |
к июлю 2008 |
- 4% |
- 14% |
+ 24% |
+ 29% |
- 31% |