Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Железнодорожный ритейл

13.08.2009

Дирекция железнодорожных вокзалов приступила к реализации первого этапа программы комплексной модернизации и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года. Она предусматривает реконструкцию 77 вокзальных комплексов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре и других городах с населением свыше 200 тысяч человек с 2009 по 2011 годы. После реализации программы, вокзалы превратятся в современные многофункциональные транспортно-пересадочные узлы, соответствующие уровню мировых стандартов. О том, соответствуют ли прогнозы дирекции РЖД реалиям мы спросили наших экспертов

Как вы думаете, смогут ли после завершения программы модернизации железнодорожные вокзалы соответствовать уровню мировых стандартов?

Зайцев Кирилл, генеральный директор Bluestone Group

Реконструкция и облагораживание столичных вокзалов непременно является довольно значимым проектом. К примеру, самому молодому вокзалу, Савеловскому, уже около 106 лет, а последняя реконструкция проводилась в 1992 году.

Но, относительно модернизации вокзалов, равно как и модернизации любого другого объекта социального значения, стоит отталкиваться от компании-подрядчика и цены вхождения в проект. Учитывая коррупционную составляющую, стоимость проекта может возрасти, что в итоге повлияет на качество строительства. А, учитывая, состояние экономики в целом, и строительных компаний, в частности, стоит детальнейшим образом проработать схему взаимодействия инвесторов, застройщиков и властей, а также, зоны ответственности. В противном случае, Москва рискует просто парализовать работу стратегически важных объектов.

В любом случае, с трудом верится, что российские ж/д вокзалы смогут дотянуть до мирового уровня. Так же, не стоит забывать о качестве подвижного состава, который в первую очередь стоит приводить в порядок, а также, усилить работу правоохранительных органов.

Улучшив качество пригородного ж/д сообщения, можно значительно повысить привлекательность офисных центров, расположенных за чертой города, а также развить новые деловые районы, разгрузив городские магистрали. Далеко за примерами ходит не стоит, достаточно взглянуть на крупные европейские мегаполисы.

Дмитрий Иванченко, ведущий аналитик консалтинговой компании RRG

Говоря о мировом стандарте вокзала необходимо иметь ввиду, что высокому уровню должно соответствовать не только само здание и его отделка, но и такой немаловажный фактор, как логистика движения различных потоков пассажиров. Потоки пассажиров должны быть тщательно определены и структурированы в рамках территории вокзала.

А большинство отечественных вокзалов строилось под совершенно другие стандарты пассажиропотоков. Поэтому в этом смысле доведение существующих вокзалов до мировых стандартом является нетривиальной задачей. Если внешний вид и техническое оснащение здания, возможно, поднять до современного уровня, то с логистикой пассажиропотоков возникнут сложности. И возможность реализации задуманного придется решать для каждого вокзала в отдельности.

Константин Костин, директор по развитию London Consulting & Management Company

Все зависит от того, кто будет заниматься управлением процесса модернизации и дальнейшей эксплуатации вокзалов.

Привлечение международных операторов сможет во многом приблизить их к европейским аналогам. В то время как управление местными представителями скорее всего застопорит процесс и изменений на указанном уровне не произойдет.

Андрей Васюткин, руководитель направления торгово-развлекательная недвижимость, департамент консалтинга компании GVA Sawyer

Конечно, смогут. При должном уровне управления проектом железнодорожные узлы можно превратить в качественные торгово-развлекательные центры. К примеру, Ладожский вокзал является одним из самых современных вокзалов в Европе.

Конечно, все вокзалы требуют модернизации и, скорее всего, многие компании согласятся на участие в программе в качестве подрядчиков. Успешность данного проекта, по моему мнению, будет зависеть, в первую очередь, от качества работы соответствующих дирекций РЖД - первый опыт взаимодействия монополиста с независимой девелоперской компанией (речь идет о модернизации Курского вокзала в Москве совместно с Mirax group), как мы полагаем, был не самый удачный.

Ольга Земцова, руководитель отдела проектного брокериджа, ASTERA St.Petersburg

По крайней мере они к ним приблизятся и времяпровождение на вокзале в ожидании поезда станет более комфортным.


Окупятся ли инвестиции в данную программу?

Зайцев Кирилл

Что касается возврата инвестиций, то думаю, при реализации столь значимых проектов, со стороны властей должны быть предложены дополнительные преференции для участников проекта, т.к. при работе над социально значимыми объектами, сроки окупаемости, как правило, выше коммерческих.

Дмитрий Иванченко

Всё зависит от конкретного объекта и его местоположения. Вокзалы, соседствующие с крупными генераторами пассажиропотоков, деловыми и общественными центрами, находящиеся на пересечении крупных транспортных, грузовых и пассажирских магистралей априори являются более интересными объектами инвестиций, и сроки их окупаемости будут ниже. Оценить объём потенциальных инвестиций будет возможно только в тот момент, когда будут разработаны планы реконструкций по каждому из объектов.

Константин Костин

Инвестирование подобных проектов, предполагает передачу основных доходных мест (торговый зоны, например) соинвестору/соинвесторам. В данном случае окупаемость вложенных средств безусловно возможна.

Андрей Васюткин

Окупаемость проекта целиком зависит от условий вхождения в проект для инвестора. В целом, международный опыт показывает, что подобные проекты всегда окупались. В настоящий момент, учитывая конъюнктуру, речь идет о долгосрочном проекте с большим сроком окупаемости.

Ольга Земцова

Да. Цены на товары и услуги на транспортных узлах традиционно выше среднегородских, что позволяет арендаторам платить более высокие арендные ставки собственникам помещений в таких комплексах.

Находясь на вокзале, вы бы посещали его торгово-развлекательную составляющую?

Зайцев Кирилл

Рядом с Курским и Киевским возалами находятся крупные и довольно успешные торговые центры, также, на площади Павелецкого и Белорусского вокзала велось строительство. На мой взгляд, нет никакой необходимости нагромождать здание вокзала дополнительными развлекательными функциями, так как большое количество иногородних, а также, социально опасных элементов, скорее отпугнут потенциальных потребителей. Также, не стоит забывать об архитектурной ценности зданий вокзалов.

Единственным сложным моментом может быть отсутствие достаточного места на привокзальной территории, для строительства торгово-развлекательных сооружений.

Дмитрий Иванченко

Конечно, я бы вряд ли рассматривал торгово-развлекательную составляющую как время проведения досуга в своем родном городе Москве. Тем не менее, будучи проездом в других городах, логично воспользоваться такой инфраструктурой именно на вокзале. Другой вопрос, что зачастую эта составляющая вокзалов в России в настоящее время практически не развита и уровень сервиса не высок.

В тоже время можно говорить о том, что данная составляющая очень востребована транзитными пассажирами, пассажирами воздушного транспорта которые добираются до аэропортов по железной дороге. Торгово-развлекательные составляющие являются неотъемлемой частью современных транспортных узлов. Таким образом, торгово-развлекательная составляющая требует повышенного внимания от потенциального инвестора.

Константин Костин

Безусловно, да. Также необходимо учитывать тот факт, что большинство вокзалов находится в центральных частях городов, что привлекает в торговые зоны (в случае их грамотной организации) дополнительные потоки.

Андрей Васюткин

Да, в России вокзалы находятся, как правило, в очень доступном месте. Даже если бы я не был там по прямой необходимости, посещал бы из-за удобного расположения. Торговые точки на вокзалах - одни из самых дорогих для аренды, проходимость этих точек зачастую не может сравниться с аналогичными показателями по станциям метро. Однако торговые и развлекательные объекты на вокзалах размещаются специфические, концепция проекта не может быть типовой.

Ольга Земцова

Однозначно да. Покупки того, что забыто или то, что необходимо в дороге. А если до поезда есть время, то развлекательные операторы на вокзале – это то, на что не жаль будет потратить деньги.
портал "Arendator.ru" от 13.08.2009 г.
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты