Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Carrefour не видит перспектив

16.10.2009
Французская сеть Carrefour, один из крупнейших ритейлеров в мире, неожиданно собралась продавать свой бизнес в России. Причина – отсутствие перспектив роста и возможностей занять лидирующую позицию на российском рынке. Между тем, площади этой сети уже пользуются активным спросом со стороны игроков рынка торговой недвижимости.

Как говорится в квартальном отчете компании, Carrefour "решил продать свои активы в России и уйти с рынка из-за отсутствия перспектив органического роста и возможностей новых приобретений в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволили бы занять лидирующую позицию". Пока пресс-секретарь российского подразделения Carrefour Алексей Шавензов воздерживается от комментариев. Разочарование ритейлера можно понять: стратегия группы предполагает лидерство, которое обеспечило бы постоянный рост результатов.

Но решение французской сети кажется скоропалительным и потому, что еще недавно она заявляла о своих планах развиваться в России и, в частности, в Москве. В начале октября Carrefour и ЗАО "Кузнецкий мост девелопмент" подписали предварительный договор аренды около 13 тыс. кв. м в ТРК "Ривер Молл", сдача которого в аренду была запланирована на конец 2010 года. В июне 2009-го был открыт первый торговый центр "Карфур" на западе Москвы, в сентябре – торговый центр в Краснодаре. До конца года ритейлер собирался открыть гипермаркет в Липецке. Также в начале 2009 года газета "Ведомости" сообщала, что Carrefour собирается купить 74,8% акций "Седьмого континента". Ранее появилась информация о желании сети приобрести супермаркеты "Лента".

На сегодня Carrefour является вторым по размеру продуктовым ритейлером мира - в 2008 году его оборот составил 97,6 миллиарда евро. В третьем квартале этого года продажи группы по всему миру составили 24 миллиарда евро, из них 10,4 миллиарда - во Франции, 8,4 миллиарда - в других европейских странах, 3,3 миллиарда - в Латинской Америке и 1,7 миллиарда - в Азии.

В целом, по сравнению с третьим кварталом прошлого года, снижение общих продаж группы произошло, но эти показатели нельзя назвать катастрофическими.

По мнению директора департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексея Могилы, решение покинуть российский рынок могло быть обосновано действиями менеджмента Carrefour, который "не позволял компании динамично развиваться". В то же время на рынке работает французский "Ашан", который раньше вошел в Россию, заняв более выгодные для себя позиции. "Довольно странно, что Carrefour успел заключить предварительные договоры аренды: это говорит о том, что решение о выходе ритейлера из России было принято весьма скоропалительно, это либо эмоциональное решение, либо политическое", - размышляет Алексей Могила.

Директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании RRG Андрей Панфилов считает, что скорее всего, в 2011-2012 годах для такого формата будет дефицит площадок, что не позволит Carrefour реализовать планы ближайших лет. Содержать же всего 2-3 магазина - это, по всей видимости, нерентабельно. Возможно, проблемой стало отсутствие мультиформатности, котороесущественно сужает возможности оператора", - объясняет ситуацию Андрей Панфилов.

Как полагают в компании Colliers International, которая выступала эксклюзивным консультантом и брокером в сделке между Carrefour и "Кузнецкий мост девелопмент", пока рано судить о последствиях решения. "Очевидно, что у ритейлера есть два варианта развития событий. Во-первых, Carrefour может найти покупателя на свои активы в России, которые может приобрести новая сеть, планирующая выходить на российский рынок, например, Wal-Mart. Другой вариант: договоры будут расторгнуты, гипермаркеты закрыты, а в дальнейшем их место займет другой оператор. В любом случае, смена оператора повлечет закрытие гипермаркетов, и открытие новых магазинов займет время. Мы считаем, что последствиями решения Carrefour уйти станут упущенные для компании возможности развития в России. Потенциал российского рынка велик, и многие торговые сети, пользуясь тем, что рынок сжался в связи с кризисом, наоборот, рискуют и выводят на наш рынок новые бренды", - считает директор департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская.

Эту позицию разделяет и начальник отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle, директор по Европе, России и СНГ Максим Карбасникофф, который сообщает, что уже с 8 утра пятницы ему стали приходить звонки от конкурентов, желающих занять площади Carrefour, что говорит о востребованности этих площадей. По мнению Максима Карбасникоффа, проблемы с лидерством для Carrefour могли быть обоснованы нечеткой стратегией развития в России и сложностью реализации проектов в нашей стране: "В условиях такой неопределенности решение о выходе из России неудивительно, у Carrefour есть очень сильный акционер, который рассчитывает на довольно быстрый результат", - сообщает он.

По словам аналитика УК "Финам менеджмент" Максима Клягина, интерес к активам Carrefour может исходить со стороны профильных участников рынка. "Вполне вероятно, что в числе потенциальных покупателей могут быть крупные российские или транснациональные ритейлеры, оперирующие в формате гипермаркет. Примерную стоимость объекта в Москве можно оценить, исходя из текущих рыночных цен – $4500-5000 за кв. м. Возможно, с некоторой премией за локацию и состояние объекта. В Краснодаре – стоимость объекта может быть ниже примерно на 30-50%", - заключает аналитик.
 
Надежда Русина,
портал "Bn.ru" от 16.10.2009 г.
RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты