С 18-20 ноября в Каннах прошла ежегодная международная выставка MAPIC. Общение – вот основная причина, по которой представители российского рынка торговой недвижимости приехали во Францию в этом году. Но для поиска нужного собеседника пришлось потратить немало усилий. Количество россиян на выставке рекордно низкое.
Если быть точными, то во Францию приехало всего 97 компаний из России. В прошлом году, хотя кризис уже был в полном разгаре, их было намного больше – 232. Общее количество участников выставки хоть и сократилось, но не настолько. В этом году официально зарегистрировано 2745 участников (год назад – 3797).
Из 34 девелоперов от России только три имели свои стенды. Это девелоперская компания Поволжского региона «Виктор и Ко», Ikea Shopping Centres Russia и российское представительство Immochan. Ритейлеры (зарегистрировано было 28 компаний) вообще обошлись без стендов. Чуть активнее были консультанты (Россию представляло 18 компаний), однако в качестве экспонентов в основном выступали головные компании. Самостоятельные стенды имел только Russian Research Group.
В числе прочих причин, побудивших компании приехать на Лазурный берег, безусловно, развитие бизнеса. И если в этом году участники не выражают бурного оптимизма 2007 года, то и шока 2008 у них нет. На Мапике-2009 они верят в стабильность завтрашнего дня. А на Лазурном берегу в это верить не сложно.
«Несмотря на кризис, мы все-таки решили в этом году приехать, - говорит Сергей Фролов, руководитель департамента по работе с клиентами ГК «Спектрум». – MAPIC – хорошая площадка для общения, возможность расширить сотрудничество с существующими клиентами и найти новые направления развития».
Выставка показала, что экспансия по-прежнему актуальна для ритейлеров. Но теперь они ищут реальные, а не бумажные проекты – объекты, которые будут построены в заявленные сроки. «Нашей компании нужны новые объекты для дальнейшего развития, и мы надеемся здесь найти полезные контакты», - заявил директор по развитию O'KEY Максим Щеголев. Выставка хороша и тем, по его мнению, что дает возможность участникам пообщаться в неформальной обстановке. А это, учитывая российские традиции, дает хорошие результаты.
Также ритейлеров волнует, что сегодня девелоперы не начинают строительство новых торговых центров, а лишь достраивают ранее начатые. При этом объекты открываются с пустующими площадями. Это может негативно сказаться на посещаемости объекта и в дальнейшем лечь дополнительным расходом на плечи ритейлера. «У нас большие планы по развитию, мы хотим открывать новые магазины, однако найти партнеров сложно – достойных торговых центров не так много, - говорит Владимир Косьянов, директор по недвижимости и развитию Centro (обувной ритейлер). – Сюда мы приехали не только осмотреться и понять, что происходит на рынке, но и увидиться с девелоперами, посмотреть на новые проекты».
По словам генерального директора компании RRG Дениса Колокольникова, выставка была очень полезной. «Мы здесь увидели много западных компаний, которые, несмотря на кризис, видят потенциал бизнеса в России. Ну и соответственно мы увидели российских участников, которые, приехав, показали, что они живы, работают и к чему-то стремятся. Я уверен, что будут новые контакты, новые клиенты и новые проекты».
Участники отметили, что международным брендам интересны хорошие объекты в России. Прежде всего – в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня, когда арендные ставки на российском рынке приближаются к европейским и на рынке появляется много подходящих помещений, международные ритейлеры более пристально смотрят на российский рынок. За последний год на нем появились H&M, Kika, River Island, New Look, Gap, Bebe, открыл офис WalMart. Примечательно, что многие ритейлеры готовы выходить напрямую – без франшизы: так поступили Mango, KIABI (группа Auchan), NewYorker, Promod, s.Oliver. Теперь эти компании составляют серьезную конкуренцию российским брендам. Их преимущество заключается, прежде всего, в доступе к зарубежным кредитам с процентной ставкой в 3% годовых против 16% в России. Эксперты предсказывают, что в складывающихся обстоятельствах инвестиции в торговые центры не заставят себя ждать. Однако и негативных факторов у российского рынка по-прежнему достаточно. Это и падение спроса, и рост безработицы, и административные барьеры. Зато у международных ритейлеров действительно появляется шанс захватить долю российского рынка.
Обсуждался на выставке и уход из России французской сети Carrefour спустя четыре месяца после начала экспансии. Пообщаться на эту тему с представителями Carrefour на выставке не удалось – от комментариев в компании отказались, мотивируя это тем, что у них больше нет ответственного за развитие бизнеса в России. Однако это скорее исключение. Согласно данным CB Richard Ellis, которые они озвучили на выставке, около 23% международных ритейлеров планируют экспансию в Россию. Всего было опрошено 200 ритейлеров. При этом в пятерку самых привлекательных стран, где бы хотели развиваться ритейлеры, вошли такие страны как Германия, Франция, Испания, Польша и Италия.
Также участники выставки отметили, что для иностранных девелоперов строительство торговых центров в России по-прежнему сопряжено с серьезными трудностями.