Неудовлетворительные результаты российской сборной на Олимпиаде в Ванкувере подвигли московские власти на активные действия. Мэр Москвы Юрий Лужков на прошедшей сегодня встрече с призерами Олимпийских игр заявил, что в Москве будет построен ряд спортивных сооружений. Речь идет о возведении трех трамплинов на Нагорной улице и строительстве лыжного биатлонного комплекса.
По словам столичного градоначальника, Москомархитектуры уже получил указание о разработке проектной документации для строительства. «Сейчас отрабатывается проект по строительству в Москве вместо трамплина на Воробьевых горах трех трамплинов высочайшего уровня на улице Нагорная», — подчеркнул Лужков, отметив, что сооружения будут использоваться и для международных соревнований.
Что касается биатлонного комплекса, то с предложением по его созданию выступила призер Олимпиады в Ванкувере, биатлонистка Ольга Зайцева. Лужков со своей стороны пообещал, что в ближайшее время столичные власти примут решение о месте и сроках строительства биатлонного комплекса. «Наиболее вероятно, что биатлонный комплекс будет расположен в парке «Битца», однако необходимо рассмотреть и другие варианты, например, в Крылатском или Зеленограде», — сказал руководитель московской мэрии.
Лужков также напомнил, что всего в Москве каждый год вводится в эксплуатацию 50–55 физкультурно-оздоровительный комплексов (ФОК), а до 2012 года будет построено 260 ФОКов.
Между тем, задолго до нынешней провальной Олимпиады — почти пять лет назад —
Василевский также заверял, что весь проект, включая эскизы и макет, в ноябре того же, 2005-го года, будет согласован с Федерацией прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья, а до конца года будет утвержден правительством Москвы. Кроме того, он отмечал, что проект должен стать привлекательным с коммерческой точки зрения. При наличии финансирования строительные работы должны были начаться уже в июле 2006 года. Связаться с Федерацией прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья не удалось.
В Департаменте физической культуры и спорта города Москвы BFM.ru подтвердили, что в районе Нагорный в Электролитном проезде действительно планировалось строительство Центра всесезонных видов спорта, в составе которого предполагалось строительство спортивной школы и четырех трамплинов: двух соревновательных — К-125 и К-95 и двух тренировочных — К-55 и К-30. Однако реализация этого проекта затянулась «в связи с проблемами по выводу размещенных на этой территории предприятий и организаций, обеспечению требований экологии в связи большой транспортной нагрузкой района, созданию особо охраняемой природной территории «Ландшафтный заказник «Долина реки Котловки».
В связи с этим, как отмечается в сообщении, Лужковым в феврале текущего года было дано поручение обеспечить решение вопросов по освоению территории, в частности, подготовить предложения по сокращению объемов строительства сооружений спорткомплекса.
Эксперты неоднозначно восприняли инициативу Лужкова. «И в Европе, особенно в городах, принимавших Олимпиаду во второй половине 20-го века, и в нашей стране уже накоплен достаточно большой опыт строительства крупных спортивных сооружений в черте города. В Москве это те же Лужники, которые по масштабу ничем не уступают европейским сооружениям. Можно привести в пример и другие футбольные и легкоатлетический стадионы, в том числе, стадион «Динамо», использующийся не только как футбольная арена, но и как комплекс спортивных сооружений. Такие объекты вполне органичны в черте города», — говорит директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании RRG Андрей Панфилов.
Генеральный директор инвестгруппы KoperniK Александр Красавин, напротив, считает данную инициативу неэффективной тратой государственных средств. «Строить в черте столицы подобные монументальные спортивные сооружения, во-первых, слишком дорого, а во-вторых, бессмысленно с точки зрения их дальнейшего использования в качестве туристической и тренировочной базы. Даже в самых благополучных и развитых городах мира, например, в том же Ванкувере, подобные сооружения выносятся за черту города, что позволяет экономить средства на строительстве, а также использовать данные объекты в качестве районов для проведения отпусков или уикендов городских жителей», — говорит эксперт.
Вопросы вызывают и инвестиции в строительство. Затраты на создание всего одного трамплина оцениваются в миллионы долларов. Участники рынка сомневаются, что подобные сооружения в Москве могут быть рентабельны. По словам руководителя проектов Департамента технического аудита и мониторинга инвестиционных проектов консалтинговой группы «НЭО Центр» Алексея Медникова, стоимость строительства трамплинов может составить 1–2,5 млрд рублей. По его словам, строительство спортивных сооружений на Нагорной улице взамен морально и технически устаревшего трамплина на Воробьевых горах явилось бы серьезным стимулом для развития спорта.
«Такие объекты инфраструктуры едва ли рассчитаны на получение какой-то значительной прибыли городом. Дай бог, чтобы эти сооружения отбивались и как минимум обеспечивали бы свое функционирование за счет поступающих средств», — добавляет генеральный директор Panny Lane Realty Георгий Дзагуров.