Все мы время от времени делаем покупки – кто-то часто, кто-то совсем редко. Но лишенные такой возможности, мы испытываем дискомфорт. Конечно, жителю города, где еще каких-нибудь 10 лет тому назад для посещения приличного супермаркета надо было ехать через весь город, не так просто привыкнуть к мысли, что близость торговых точек, в которых есть все необходимое, – это норма жизни. Поэтому мы не жалуемся, хотя есть в Москве районы, где с магазинами проблемы. А вот район, где таких проблем нет в принципе, найти почти невозможно.
Правда, не стоит сразу делать вывод, что на Западе все для человека, а вот у нас сплошное недомыслие. Обрадую вас: у нас по сравнению с Европой есть как минимум одно огромное преимущество. Это наличие большого количества ТЦ, работающих до 22 часов (что редкость в Старом Свете). Что уж говорить о круглосуточных: в ряде европейских стран работа 24 часа в сутки считается чуть ли не нарушением прав человека, поэтому купить поздним вечером продуктов не получится, как бы вы этого ни хотели.
В Москве в конце 90-х – начале 2000-х крупные, а уж тем более круглосуточные, супермаркеты сначала появились в центре. Затем в течение довольно короткого времени начали осваиваться и спальные районы, затем – зона за МКАД. Но к настоящему времени по такому показателю, как обеспеченность торговыми площадями, Москва уступает не только европейским столицам, но и Санкт-Петербургу.
Как рассказали «Собственнику» в департаменте консалтинга компании ASTERA, к началу 2010 года обеспеченность качественными торговыми площадями (в составе торговых комплексов) Москвы составляет 812 кв. м на 1000 жителей. Аналогичный показатель по Санкт-Петербургу – 860 кв. м на 1000 жителей. При этом средний показатель для крупнейших европейских столиц составляет около 970 кв. м на 1000 жителей.
При этом нужно учитывать еще и то обстоятельство, что качество большинства учитываемых в этой статистике торговых центров обоих российских столиц значительно уступает европейскому уровню, так что при более строгом подходе разрыв становится куда заметнее. «Обеспеченность Москвы качественными торговыми площадями значительно уступает другим западноевропейским столицам: если на конец марта 2010 года на 1000 человек в Москве приходится порядка 260 кв. м, то аналогичный показатель в других столицах начинается от 800-900 кв. м на 1000 чел. (Прага, Париж, Барселона, Нью-Йорк) до 1000 и более (Лондон)», – приводит свои данные Маргарита Трофимова, директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar.
Больше всего торговых площадей приходится на центр Москвы и на ЮЗАО, в остальных округах находится примерно по 10% ТЦ. А распределение торговых площадей по округам Москвы относительно количества жителей выглядит следующим образом (данные NAI Becar):
ЦАО выглядит несомненным лидером по количеству магазинов на душу населения, но это не значит, что в центре города нет проблем с покупками. Надо иметь в виду, что здесь проживает около 700 тыс. человек, т.е. округ малонаселен. Расположенные в центре ТЦ рассчитаны прежде всего на тех, кто работает в центре, либо на посетителей культурно-досуговых объектов и на туристов.
«В целом на настоящий момент ТЦ в Москве распределены достаточно ровно, однако встречаются и места концентрации. Например, на юго-западе Москвы это районы метро «Ясенево» (здесь помимо ТРЦ «Золотой Вавилон» и ТЦ «Ясенево» ведется строительство нового торгового центра) и метро «Теплый Стан» (ТРЦ «Принц», а также новый ТРЦ «Спектр», построенный в непосредственной близости), – рассказывает Маргарита Трофимова. – В то же время на востоке и юго-востоке Москвы до недавнего времени наблюдалась очевидная нехватка качественных торговых площадей, ответом на которую стал ввод крупномасштабного ТРЦ «Город». Тем не менее ВАО по-прежнему является наименее обеспеченным торговыми площадями округом Москвы».
А если мы вспомним о потребности покупать продукты и вещи первой необходимости в будни по дороге с работы, сразу становится понятно, что районных торговых центров (качественных магазинов формата «у дома») в Москве не хватает во всех округах.
Особенно, кстати, с ними плохо в обеспеченном магазинами центре: ставки аренды здесь настолько высоки, что делают выживание простого магазина «у дома» проблематичным. По данным «Миэль – Коммерческая недвижимость», средняя арендная ставка на помещения street-retail в пределах Бульварного кольца сейчас составляет $1700 за кв. м в год, в пределах Садового – $1500 за кв. м в год, в границах ТТК – $850 за кв. м в год. Это на 10-12% больше, чем в конце прошлого года. По некоторым объектам ставка гораздо больше: так, встроенное нежилое помещение общей площадью 273 кв. м в административном здании на Арбате сдается за $3900 за кв. м в год.
Рынку торговых помещений есть куда развиваться и в плане новых, незнакомых москвичам концепций. Сейчас, в постоянно меняющихся условиях, когда времени на покупки остается все меньше, требования к ассортименту, напротив, растут. Вдобавок еще и сохраняется необходимость экономии, поэтому у покупателей, скорее всего, будут востребованы специализированные ТЦ, стрип-моллы, аутлеты*.
По мнению Маргариты Трофимовой, действительно удачных торговых объектов – с хорошим местоположением, грамотной концепцией, сбалансированным соотношением якорных и неякорных арендаторов, интересными брендами – в столице не больше десятка.
Как рассказывает Ольга Штода, директор по развитию и маркетингу УК BlackStone Keeping Company, до конца года в Москве ожидается открытие следующих крупных торговых проектов: ТЦ «Каширка Молл» (398 тыс. кв. м), «Молл Россия» (180 тыс. кв. м), River mall (260 тыс. кв. м), «Гагаринский» (200 тыс. кв. м), GoodZone (146 тыс. кв. м), «Калейдоскоп» (60 тыс. кв. м), «Фаворит» (37 тыс. кв. м), «Вива Молл» (32 тыс. кв. м). При этом в реальности от заявленных к открытию в 2010 году 1,5 млн кв. м откроется не более 60%, считает эксперт.
Достаточно ли этого для того, чтобы насытить рынок? Конечно, нет. И тем более недостаточно для того, чтобы сделать городскую среду максимально комфортной жителям всех районов. Для решения второй задачи потребуются годы даже при самом разумном и скоординированном подходе.
Приложение (данные консалтинговой компании RRG на апрель 2010 года,
без учета перспективных проектов)
ID |
Название мегакластера |
Торговая площадь, кв.м |
Обеспеченность населения: торговая площадь, кв.м/1000 жителей |
1 |
Центральный |
588643 |
574,459032 |
2 |
Кутузовский |
293300 |
464,4026575 |
3 |
Волоколамский |
346950 |
386,1521681 |
4 |
Ленинградский |
517042 |
747,2342295 |
5 |
Дмитровский |
376100 |
389,1501503 |
6 |
Ярославский |
244764 |
372,7431105 |
7 |
Щелковский |
156200 |
203,6508522 |
8 |
Шоссе Энтузиастов |
238185 |
434,2321155 |
9 |
Волгоградский |
524401 |
454,8597649 |
10 |
Каширский |
350100 |
384,058448 |
11 |
Варшавский |
232616 |
262,2091916 |
12 |
Ленинский |
477925 |
300,1739775 |
13 |
Зеленоградский |
39870 |
176,3987576 |
Всего по Москве |
4386096 |
||
Средняя обеспеченность по Москве |
400,37 |
* Стрип-молл (от англ. strip– полоса) –вид торгового центра, распространенный в Канаде, США и Западной Европе. Магазины в нем расположены в одну линию или полукругом, в виде буквы «L», «Г» или «П», в зависимости от конфигурации участка.