В феврале эксперты отметили рост объема предложения в торговом сегменте рынка. При этом в экспозиции появлялись и крупные объекты. Например, по данным экспертов компании RRG, на продажу был выставлен торговый комплекс «Москвичка» на Новом Арбате (объект площадью 8267кв.м предлагали за 13667долл./кв.м).
Динамика цен свидетельствует о том, что стоимость объектов, экспонирующихся с января, практически не изменилась. Новые февральские предложения уже были дороже. Этот процесс особенно ярко проявился на периферии столицы. Врезультате средневзвешенная цена за пределами Садового кольца в феврале выросла на 11% — до 5270долл./кв.м.
В центре Москвы картина была несколько иной. Стоимость торговых объектов снизилась на 3% и составила 13800долл./кв.м. Впрочем, специалисты RRG не видят в этом тенденции. Скорее всего, на ситуацию повлияло появление в феврале ряда относительно дешевых предложений, вчастности на Новинском бульваре (366кв.м — за 8197долл./кв.м), на ул.Валовой (603кв.м — за 8067долл./кв.м) и на Рождественском бульваре (3388кв.м— за 5903долл./кв.м).
По мнению аналитиков компании Jones Lang LaSalle, на рынке грядет эпоха аутлет-центров. Недавно несколько компаний заявили о планах строительства подобных объектов. Посещаемость торговых комплексов традиционного формата в среднем выше, чем аутлет-центров, но покупатели готовы потратить здесь гораздо больше времени и денег, чем в обычных торговых центрах (ТЦ).
Текущая ситуация в России представляется наиболее подходящей для выхода аутлетов, так как их бизнес-модель строится на продаже товаров со скидками. Это достигается за счет низкой арендной ставки на помещения, находящиеся на окраинах города или за его пределами.
Некоторые ритейлеры уже открыли аутлет-магазины, что подтверждает готовность рынка к их появлению. Однако магазины разбросаны по всему городу, что неудобно для потребителей.
Вместе с тем последствия экономического кризиса все еще продолжают сказываться на российских торговых операторах. Вчастности, февраль стал роковым для сети салонов связи «Беталинк», магазины которой были закрыты еще в начале года. Кконцу зимы ритейлер был признан банкротом. Вкачестве причины эксперты компании Blackwood называют общее снижение спроса на мобильные телефоны. Данный факт подтверждает тенденцию, начавшую формироваться в 2009г.: на высококонкурентных рынках мелкие игроки будут постепенно вытесняться крупными, имеющими более стабильное финансовое положение.
По данным компании RRG, средний уровень аренды в торговых объектах центра столицы в феврале вырос на 2% и составил 1550долл./кв.м/г. Посравнению с февралем прошлого года это ниже всего на 3%. Данный факт свидетельствует о стабильности сегмента, ставки в котором уже в течение года находятся в коридоре 1450–1600долл./кв.м/г.
Средняя ставка за пределами Садового кольца за месяц поднялась на 11%— до 683долл./кв.м/г. Такой стремительный рост «аппетита» собственников периферийных объектов объясняется общим оптимистичным настроением на рынке. Ещеодной немаловажной причиной стало серьезное уменьшение (на 43%!) средней площади объектов. Иными словами, сработал известный принцип «чем меньше, тем дороже».
Еще одно немаловажное наблюдение заключается в том, что если в январе с арендными ставками выше 2000долл./кв.м/г. экспонировалось только два объекта, то в феврале уже 11, причем располагались они не только в основных торговых коридорах.
Синхронность в росте арендных ставок, а также тот факт, что рынок аренды обычно первым сигнализирует о появлении новых тенденций, свидетельствует о зарождении положительного ценового тренда. Ещеодним подтверждением тому может служить объем предложения. Посравнению с февралем прошлого года он снизился весьма ощутимо: за пределами Садового кольца количество площадей, сдаваемых в аренду, снизилось на 36%, а в центре — на 54%.
Ставки аренды на рынке помещений формата street retail в феврале стабилизировались, считают эксперты компании Blackwood. Вбольшинстве торговых коридоров отмечался рост деловой активности. Нанаиболее популярных и престижных улицах даже появлялись предложения выше среднего значения, что указывает на положительные ожидания собственников помещений относительно развития сегмента в будущем и косвенно на возрождающийся интерес со стороны торговых операторов.
В случае если данный позитивный тренд сохранится в течение года, то при отсутствии новых экономических потрясений сегмент street retail сможет вырасти на 15–25% к концу 2010г. Свысокой вероятностью этот рост будет постепенным. Также следует ожидать и сокращения уровня вакантных площадей: на наиболее востребованных улицах он приблизится к нулю, на менее популярных— снизится до 5–7%.
В московских проектах ТЦ владельцы стремятся подписать договоры аренды по фиксированной ставке, отмечают в компании Cushman& Wakefield, тогда как в региональных городах арендаторам чаще удается договориться о проценте с товарооборота. Каки в прошлом году, основные торговые операторы пока сконцентрировались на развитии своей деятельности в Москве и Санкт-Петербурге. Регионы по-прежнему остаются вне их основных приоритетов.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Олеся ЧЕРДАНЦЕВА, руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости компании Jones Lang LaSalle:
«Строительство аутлет-центров в Москве совпало с изменением потребительских предпочтений. Люди по-прежнему ценят товары известных марок, но при этом стараются экономить. Именно поэтому аутлеты будут востребованы как москвичами, так и гостями столицы. Постепенно вытесняя барахолки, они начнут способствовать распространению современных форм организованной торговли».
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА АРЕНДЫ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ФЕВРАЛЕ 2010 Г. | |||||
Торговые помещения |
Кол-во экспонируемых объектов |
Суммарная стоимость объектов, млн долл. |
Площадь,
тыс. кв. м |
Средняя ставка,
долл./кв.м/г. | |
общая |
средняя | ||||
Внутри Садового кольца |
88 |
36 |
25 |
0,29 |
1550 |
Вне Садового кольца |
451 |
104 |
163 |
0,36 |
683 |
Компания RRG |
ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ, ЗАЯВЛЕННЫЕ К ОТКРЫТИЮ В 2010 Г. | ||||
Торговый центр |
Дата открытия,
кв. 2010 г. |
Адрес |
Площадь, кв. м | |
общая |
торговая | |||
ВИВА |
I |
Поляны ул.,8 |
32 000 |
21 560 |
Ключевой |
I |
Борисовские Пруды ул./ Ключеваяул./Паромная ул. |
26 600 |
13 700 |
Речной |
I |
Фестивальная ул., 2 |
117 000 |
63 585 |
ВЕГАС |
II |
МКАД, 24-й км |
398 000 |
130 000 |
Каспий |
II |
Кронштадтский бул., 3 |
17 050 |
9940 |
РИО (Шоколад) |
II |
МКАД, 2-й км |
175 000 |
57 881 |
Mall of Russia |
III |
Краснопресненская наб., уч-к16 |
179 000 |
101 000 |
Измайловский |
III |
4-я Парковая ул., 16 |
17 600 |
9100 |
Калейдоскоп (Тушино Плаза) |
III |
Пересечение Химкинскогобул. иСходненскойул. |
55 440 |
33 000 |
Парус |
III |
Новокуркинское ш., 1, мкр-н 17 |
35 500 |
20 000 |
Центральный рынок |
III |
Цветной бул., 15 |
36 800 |
15 000 |
Гагаринский |
III |
Вавилова ул., 3 |
200 000 |
67 000 |
Центр искусства, культуры и досуга им. А.И.Райкина |
IV |
Пересечение Шереметьевскойул. иТретьеготранспортного кольца |
74 800 |
17 000 |
Гудзон |
IV |
Каширское ш., 12 |
122 800 |
64 000 |
Отель Москва |
IV |
Охотный Ряд ул.,2 |
200 000 |
27 000 |
Источник: компания C&W |
журнал "Недвижимость и Цены" от 05.04.2010 г.