На днях в официальном издании столичных властей - журнале "Вестник мэра и правительства Москвы" - был опубликован генеральный план Москвы. В ходе работы над этим документом, также как и после его принятия, со стороны жителей Москвы возникло множество вопросов.
Между тем на конференции «Рынок коммерческой недвижимости Москвы. Новые кластеры города», которую организовала компания RRG, речь зашла о том, что кластерная теория, которая лежит в основе классических исследований на этом рынке могла бы помочь столичному правительству сделать генплан развития столицы еще более совершенным.
Для начала стоит понять, что такое «кластеры». Это понятие применяют в различных областях, но чаще всего в экономической и промышленной. В недвижимости понятие кластер применяется в качестве определенной однородной территориальной единицы.
"Впервые понятие географического или территориального кластера появилось в 70-80-е годы 20 столетия в западной литературе. Тогда оно означало сложившийся подрынок, который формируется на основе определенной транспортной доступности, на основе стоимости жилой, коммерческой недвижимости", - отметил Денис Колокольников, генеральный директор RRG.Пять лет назад компания RRG впервые попыталась выделить кластерные районы на территории Москвы. Основная идея исследования заключается в том, что если в районе будут созданы все условия для комфортной жизни и работы, то человек не будет ездить в другие точки Москвы. А следовательно пробки, которые буквально душат столицу, могут стать значительно меньше.
"На данный момент в Москве выделено 13 мегакластеров. По сути это своеобразные большие города с населением 800-1000 тысяч жителей. Кроме этого есть еще 121 кластер", - заявил Антон Коротаев, руководитель проектов. Стоит отметить, что количество кластеров изменяется и это связано с тем, что появляются новые станции метро, дороги, возводятся микрорайоны, сносится ветхий жилой фонд.
Особенность данной теории в том, что при делении Москвы на кластеры учитываются транспортные барьеры, социальные и экономические аспекты, которые помогают объединять территории в кластеры.
Ярким примером является район станции метро «Кузьминки». Строительство там микрорайона «Волжский» с населением почти 20 000 человек затруднило и без того сложную дорожную ситуацию на Волгоградском и Рязанском проспектах. В результате было принято решение разделить некогда один из самых больших по численности кластеров Кузьминки на три независимых кластера – Рязанский, Волжский и Кузьминки.
Кластерная теория также помогает определить кластеры, в которых живут люди, зарабатывающие более 100 000 рублей в месяц или районы, где средний уровень дохода населения не превышает 26 000 рублей ежемесячно.
К кластерам первой группы можно отнести – Куркино, Крылатское, Лубянку, Китай-город, Пресненский район, Арбат, Парк Победы, Замоскворечье, Фрунзенскую. Ко второй группе относятся следующие кластеры – Капотня, Люблино, Печатники, Восточное и Западное Бирюлево, Очаково, Авиамоторная, Северное Тушино.
Москву можно разделить на подобные сегменты и путем определения в каких районах зарегестрировано большое количество дорогих иномарок и наоборот. Все эти данные помогают понять ситуацию, которая сложилась в столице и увидеть, что пропасть между богатыми и бедными продолжает расти. В Москве появляются районы «престижные» и «бедные», а уровень населения в разных кластерах все больше разнится.
Так может быть столичному правительству, устраивая общественные слушания того или иного проекта, стоит действительно искать, прислушиваться и воплощать в жизнь новые теории, идеи, которые помогут избавить город от душащих его проблем?