Москвичей зовутпод землю
«Москва может похвалиться Манежной площадью, а дальше идут наши обычные подземные переходы. Вот и все», - говорит главный московский строитель. Однако уже есть планы строительства подземной зоны под Крымским валом – от ЦКПиО имени Горького до ЦДХ, подземной зоны под Театральной площадью, под Болотной площадью. О Пушкинской площади и уж тем более о площади Тверской заставы, где работы начаты уже несколько лет назад, речь вообще не идет.
Уже к 2011 году площадь подземных объектов должна была составить 2,5 млн. кв. метров. И город на этом бы не остановился: по оценке Лужкова, в 2025 году в Москве должны проживать 25 млн. человек, поэтому территорию наверху надо освобождать для жилищного строительства. Тогда помешал кризис, теперь же программа вновь вынута из-под сукна
Однако у специалистов есть серьезные сомнения, вынесет ли Москва масштабное строительство под землей.И что мы знаем о тайнах ее подземелий? Например, на строительстве Торгового комплекса «Охотный ряд» под Манежной площадью, в 1995 году, углубившись со стороны фасада Манежа на 10 метров, строители наткнулись на ветку метро, которой не было на карте метрополитена. Своим северным концом она «указывала» на станцию «Александровский сад», а южным – в стену Кремля.Что это было, так и осталось тайной. Похоже, что московские подземелья достоверно не знает никто, поскольку последнее масштабное исследование московских недр проводилось еще в конце прошлого века.
Одно из последних исследований на эту темубыло проведено в 1994 году. В «Вестник Российской академии наук», том 64, №1, где под рубрикой «Проблемы экологии» опубликован труд Виктора Ивановича Осипова, академика и директора Института геоэкологии (ИГЭ) РАН – «Зоны геологического риска на территории Москвы». В нем даются осторожные прогнозы – что ждет столичное «подмосковье» в 2010 году.
Согласно оценке ученых, 48% территории Москвы относится к зонам актуального (т.е. уже имеющегося) геологического риска. Они особенно распространены на территории Центрального (83% территории) и Восточного (77%) округов. Еще 12% территории города – зоны потенциального геологического риска (здесь опасные процессы вот-вот могут начаться или уже идут, хотя пока не вызвали видимых последствий). В основном это Южный, Северо-Западный округа, Бутово, Косино, Солнцево, Митино. И лишь 40 процентов территории города занимают геодинамически спокойные зоны – это Юго-Западный и Западный округа. Московские недра – результат сложных геологических процессов, насчитывающих сотни миллионов лет и подаривших московскому региону весьма сложную структуру подземелья.
Грунты, оползни и подземные воды
Опаснейшая проблема - карстово-суффозионные процессы – вымывание и образование пустот, потом провалов и труднопрогнозируемых опусканий территорий. С 1970 года только на северо-западе Москвы зарегистрировано 42 провальных воронки. Наиболее опасна зона, очерченная на западе улицей Расплетина, на востоке – улицей Поликарпова и 1-м Хорошевским проездом, на севере – улицей Маршала Соколовского, Тепличным переулком и южной окраиной Центрального аэродрома (Тушино) и на юге – Новохорошевским проездом и Хорошевским шоссе. Именно в этой зоне в 1969 году рухнул пятиэтажный жилой дом по Хорошевскому шоссе, 35д. Здесь же в 1977 году в Новохорошевском проезде образовалась карстовая воронка, поперечник которой за два месяца вырос до 38 метров: в результате в воронку рухнули еще два жилых дома. В общей же сложности опасные провалами зоны занимают 15% территории города.
Вторая беда – оползни. Им подвержен высокий берег Москвы-реки – Воробьевы горы, Фили-Кунцево, Коломенское. На Воробьевых горах оползневая зона занимает 650 метров правее метромоста (если стоять лицом к площади Гагарина), разрушая и без того заброшенную эскалаторную галерею станции «Воробьевы горы» и угрожая высоткам Академии наук. В Коломенском с оползнями борются с 1972 года – тогда подвижки грунта разорвали 1400-миллиметровый коллектор, и фекалии хлынули в Борисовские пруды. В 1985 году оползень повредил железнодорожный мост через реку Каменка.
Третья проблема «подмосковья» - региональные подтопления в городе, причем причина вовсе не грунтовые воды, а десятки, сотни и тысячи протечек в трубопроводах, сгнивших еще при советской власти – на их долю приходится до 70% объема грунтовых вод. В 1998 году рабочие прокладывали коллектор под Большой Дмитровкой. По трассе коллектора пробурили скважины, показавшие, что опасности нет. Однако на пути рабочих оказался засыпанный в средние века овраг: насыщенные водой песок и глины прорвались в коллектор, а в освободившийся овраг провалился дом, построенный в начале XIX века на насыпном грунте.
Насыпные грунты – та еще проблема: за века человек отсыпал на территории города миллионы кубометров грунта – это отходы человеческой жизнедеятельности, строительный мусор и т.п.В наиболее древних местах проживания московитян поверхность Москвы повысилась на 8-12 метров: Кремль, Боровицкий холм, набережные Москвы-реки. На насыпных грунтах стоят Черемушки, Чертаново, Нагатино. Проблема насыпных (или техногенных) грунтов в том, что под влиянием постоянных (вес сооружения) или переменных (вибрация от метрополитена или транспорта) нагрузках грунты оседают: только на территории ЦАО ученые насчитали более 800 домов, деформированных из-за просадок грунта.
Если грунты – это четвертая проблема московских недр, то подземные воды – пятая. Их из-под Москвы качают все, кому ни лень. Только официальных артезианских скважин в Москве – около тысячи, а нелегальных скважин, по некоторым данным, в тысячу раз больше. По мере обмеления глубоких водоносных горизонтов сюда, под давлением миллионов тонн московской застройки, вытесняются более высокие водные горизонты. Под Москвой, по данным исследования, образовалась депрессионная воронка диаметров в 90 километров, куда город медленно оседает, повторяя судьбу Шанхая.
В самом начале исследования были приведены данные о том, что по состоянию на середину 90-х годов прошлого века в зоне геологического риска находилось 48 процентов территории Москвы. Осторожный прогноз на 2010 год – уже 60% территории. А бесконтрольный рост нагрузки «наверняка усугубит негативные процессы».
Правда, в 1994 году еще не применялись при подземных работах такие методы, как «стена в грунте» или мощные проходческие щиты вроде «Херренкнехта». Однако, как тогда, так и сейчас нет никакой гарантии строгого соблюдения застройщиками необходимых правил строительства в столь сложной геологической обстановке.
«Я думаю, что разговоры о строительстве «подземополиса» - это проявление амбиций отдельных людей, которые хотят таким образом замостить своими именами историю. Попытка «разрулить» ситуацию в Москве уходом под землю – неправильная: это будет лабиринт Дедала над подземельями Минотавра. Подобные идеи посещали людей и в прежние века – и ничего хорошего из этого не вышло. Тем более что под Москвой и так есть огромные бункеры на случай войн. Так зачем устраивать в городе подобие искусственных провалоопасных процессов, не лучше ли бороться с теми, которые уже есть? Я считаю, что эти баснословные инвестиции нужно вложить в экономику России, создавать рабочие места на местах, в других регионах. Нужно разгружать город от людей, а не загонять их под землю».
10 сентября – провал на Ленинградском проспекте (яма пл. 800 кв. метров, глубиной 15 метров, в которую рухнул «КамАЗ»). Причина – нарушение строительных технологий при возведении многофункционального центра.
25 февраля – провал дорожного полотна на Минской улице площадью 120 кв. метров. Причина – размыв грунта из-за прорыва коммуникаций.
13 марта - провал грунта на Ленинградском проспекте из-за размыва подземными водами.
17 апреля – провал грунта на улице Генерала Глаголева, в яму частично провалилась пожарная машина.
28 апреля – просадка грунта на Дубнинской улице. Причина – нарушения при прокладке канализации.
24 сентября – просадка грунта на Гжатской улице из-за прокладки коллектора.
2 апреля – провал грунта на Изюмской улице из-за ошибки при проведении проходческих работ (излишняя выработка грунта).
27 июля – провал на проезжей части улицы Матросская Тишина, прекращено движение трамваев.
9 октября – провал грунта на Волоколамском шоссе (в зоне строительства подземных тоннелей «Большой Ленинградки».
24 марта – провал у метро «ВДНХ».
1 апреля – прорыв трубы у станции метро «Тушинская», вызвавший провал грунта.
18 мая – три провала на пересечении Николоямской улицы и Малого Дровяного переулка.
20 мая – провал на пересечении улиц Бакинская и Каспийская.
1 июня – провал на пересечении улиц Щепкина и Трифоновская.