Сегодня деловая активность на рынке
торговой недвижимости, по мнению аналитиков, весьма высока, что
подтверждается рядом объективных тенденций. Онекоторых из них читайте в
нашем кратком обзоре.
Поданным аналитического департамента компании «НДВ-Недвижимость», несмотря на мировой экономический кризис, уже в I полугодии 2010г. российские и иностранные ритейлеры проявляли огромный интерес к торговым площадкам Москвы. Вчастности, планами открыть в столице гипермаркет, насчитывающий 1700кв.м, поделился французский одежный оператор Kiabi.
Также некоторые региональные операторы, не пострадавшие в период
кризиса, посчитали ситуацию благоприятной для выходана московский
рынок. Из-за экономического спада и банкротства ряда торговых компаний в
торговых центрах и коридорах Москвы освобождались зачастую весьма
выгодные площадки, а арендные
ставки в целом были снижены, отмечают эксперты «НДВ-Недвижимости».
Чем, собственно, и воспользовались региональные сети. Среди
крупноформатных торговых операторов можно выделить, например, питерскую
сеть «Дети», заявившую в начале года о планах попасть на столичный
рынок. Иесли раньше магазины оператора открывались в формате
супермаркета (250–800кв.м), то на рынок Первопрестольной компания
выдвинулась уже в формате гипермаркета (1500–3000кв.м). Укрупнение
магазинов сделает сеть более весомым конкурентом «Детского мира».
Впродуктовом ритейле тоже появится новый игрок— сеть
супермаркетов «Оливье». Первый магазин площадью 3200кв.м откроют в
столице на Сущевском Валу в сентябре 2010г. Кроме широкого ассортимента
товаров в нем также будут представлены кафе, магазин одежды, салон
сотовой связи. Впланах компании открыть порядка 40 магазинов в Москве и
Подмосковье в течение пяти лет.
Изоператоров торговой галереи стоит отметить вывод на рынок
столицы компанией Inditex Group нового испанского бренда одежды, обуви и
аксессуаров среднего ценового сегмента. Также в скором времени ГК
«Монарх» представит московским потребителям обувь американских марок—
консервативную Naturalizer и ультрамодную Steve Madden. Первые
монобрендовые магазины этих производителей откроются в конце 2010—
начале 2011г.
Восновном иностранные и федеральные сетевые операторы отдают
предпочтение успешно функционирующим торговым центрам с удачным местом и
продуманной концепцией, а также исторически сложившимся торговым
коридорам с высокой проходимостью. Это объясняется желанием ритейлеров
снизить риски при попадании на рынок.
Также возвращаются на российский рынок ритейлеры товаров класса
люкс, закрывшие свои магазины в связи с кризисом,— Alexander McQueen,
Stella McCartney, Vivienne Westwood. Сейчас, в период восстановления
экономической конъюнктуры и увеличения спроса на товары высокого
ценового сегмента, Москва является одной из наиболее привлекательных
мировых столиц для развития люксовых операторов.
Особое внимание стоит уделить ресторанному сегменту. Пооценкам
экспертов компании «НДВ-Недвижимость», о своих планах по выходу в
2010г. на московский рынок заявило рекордное количество (порядка
десяти) международных и федеральных сетей. Поитогам года можно
прогнозировать открытие около 60 ресторанов и кофеен новых сетевых
операторов питания.
Чтокасается рынка Москвы в целом, то, по данным компании
GVA Sawyer, общее предложение качественных торговых площадей по
итогам I полугодия 2010г. здесь достигло 3686тыс.кв.м. Теперь на
каждую тысячу жителей столицы приходится 350кв.м в торговых центрах.
Самым большим ТРЦ, введенным в эксплуатацию в I полугодии 2010г.,
является «Вегас» (298тыс.кв.м). Девелопер этого проекта— Crocus
Group в будущем планирует развивать сеть «Вегас» и построить еще два
крупных торгово-развлекательных центра.
Иззнаковых проектов, которые запланировано реализовать к 2012г.,
эксперты GVA Sawyer отмечают аутлет-молл Fashion House на Ленинградском
шоссе (40тыс.кв.м). Вусловиях кризиса торговые операторы начинают
активно продвигать новые форматы: например, «Ашан»— сеть магазинов у
дома «Атак», «Ригла»— проект «Мал мала меньше» (магазин товаров для мам
и малышей). Вапреле 2010г. «Ригла» запустила аптечную сеть
дискаунтеров «Будь здоров!». Castorama развивает магазины под брендом
City Format. Компания «О`кей» намерена открыть новую продуктовую сеть
Aldi формата «жесткий дискаунтер».
Наметилась тенденция к росту арендных ставок, для большинства
арендаторов в торговых центрах Москвы они выросли на 5–10%.
Поданным компании RRG, средняя ставка внутри Садового кольца в июле была равна 1356долл./кв.м/год, а за его пределами— 639долл./кв.м/год. Впервом случае рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 5%, а во втором— 3%.
За I полугодие наметился спрос со стороны ритейлеров на качественные свободные площади как в торговых центрах, так и в стритритейле. Но, несмотря на оживление, доля свободных площадей по-прежнему сохраняется на уровне 10–12%.
Николай Петров,
журнал "Недвижимость и Цены" от 30.08.2010 г.