Помещения свободного назначения (ПСН)
на первых этажах жилых домов — достаточно популярный формат для тех,
кто только начинает свое дело. Чтоможет предложить им московский рынок
коммерческой недвижимости сегодня?
Опомещениях
свободного назначения также говорят — «без конкретной технологии»,
поэтому собственник вправе использовать их по своему усмотрению,
например, может разместить здесь банк, аптеку, салон красоты, кафе,
магазин, фитнес-, медицинский центр, супермаркет, офис или организовать
арендный бизнес.
Чтокасается площадей, то, по данным экспертов компании
«НДВ-Недвижимость», большая часть (44%) предложения в жилых
комплексах — это помещения размером от 50 до 150кв.м, 38% —
150–300кв.м, 8% — 300–500кв.м и всего 4% — до 50кв.м.
Еслиже говорить о рынке в целом, то к исходу лета объем
предложения ПСН по общей площади вырос на 48%, а по количеству — на 10% и
составил 275 объектов общей площадью 244тыс.кв.м, отмечают в компании
RRG.
Основной спрос покупателей помещений свободного назначения
сосредоточен на небольших площадях — от 50 до 150кв.м (59%).
Достаточно высок интерес (26%) и к объектам размером 150–300кв.м.
Авот ПСН в 500кв.м и выше привлекают лишь 2% покупателей.
Восновном потенциальных собственников и арендаторов интересуют
помещения с отдельным входом, находящиеся вблизи крупных транспортных
магистралей, имеющие хорошие визуальные показатели, то есть
расположенные на первой линии домов. Важна также близость к станциям
метро и остановкам общественного транспорта. Иными словами, спросом
пользуются объекты с высокой проходимостью и хорошей пешеходной
доступностью. Соответственно, и стоимость таких помещений выше. Кроме
того, на цену конкретного объекта влияет близость к центру города, имидж
района в целом и уровень жизни населения, считают в «НДВ-Недвижимости».
Например, в Академическом районе и Черемушках, несмотря на удаленность
от Садового кольца, коммерческие
площади на первых этажах жилых комплексов могут стоить до
8500долл./кв.м. Кроме того, на уровень цен влияет класс жилого
комплекса. Так, в клубных домах, расположенных на небольшой удаленности
от МКАД, стоимость коммерческого квадрата достигает 4000долл./кв.м.
Кстати, в компании RRG отмечают, что ближе к концу лета
средневзвешенная цена по ПСН повысилась на 4% и составила
4335долл./кв.м, что соответствует уровню прошлого года. Впрочем,
аналитики объясняют этот факт появлением в июле на рынке дорогого и
крупного объекта на улице Никольской. Его площадь составила 8800кв.м,
цена — 13298долл./кв.м.
Между тем в большинстве случаев стоимость дифференцируется в
зависимости от размера помещения. Цена 1кв.м ПСН площадью более
300кв.м обычно ниже, чем в помещении, занимающем 50 или 100кв.м.
Большинство вариантов, имеющихся на первичном рынке, предлагают в
основном без отделки (98%), и тогда собственник, приобретая объект,
может оформить его в соответствии с выбранным форматом бизнеса. При этом
застройщик минимизирует риски — при продаже помещений сохраняет
многофункциональность площадей. Стоимость отделки колеблется в диапазоне
от 5000 до 20000руб./кв.м — в зависимости от предполагаемого формата
использования помещений: офис, магазин (аптека, банк) обходятся
дешевле, салон красоты (медицинский центр, стоматология), ресторан
(кафе) — дороже.
Чтокасается ограничений по использованию ПСН, то, размещая свой
бизнес, необходимо учитывать, например, что для заведений, расположенных
на первых этажах жилых комплексов, режим работы возможен только до 23
часов (в соответствии с указом правительства Москвы). Кроме того,
некоторые жилые комплексы находятся на огороженной территории. Таким
образом, объекты, расположенные здесь, будут ориентированы в основном
только на жителей комплекса, что ограничит круг потенциальных
покупателей и арендаторов этих помещений.
Энергомощности, выделяемые на помещения свободного назначения, как
правило, стандартны — 0,2кВт/кв.м (установлены Мосэнерго). Однако для
супермаркетов и ресторанов этих мощностей недостаточно, поэтому
использование помещений под такие виды бизнес-деятельности оговаривают с
застройщиком жилого комплекса заранее.
Система вентиляции и кондиционирования в нежилых помещениях
естественная, чего опятьже недостаточно для организации в них
ресторанов и продуктовых магазинов. Но эту проблему собственники могут
решить самостоятельно, установив, например, отдельные вентиляционные
короба.
Соответствие
форматов бизнеса, организованного в ПСН, и необходимых площадей
|
|
Формат бизнеса
|
Площадь,
кв. м |
Супермаркет (формат «у дома»)
|
250–500
|
Фитнес-центр
|
600–1500
|
Ресторан
|
200–1000
|
Кафе
|
150–300
|
Аптека
|
60–100
|
Банк
|
100–200
|
Салон красоты
|
100–200
|
Стоматология (медцентр)
|
150–300
|
Магазины сопутствующих товаров
|
30–120
|
Офис
|
20–200
|
Источник: компания «НДВ-Недвижимость»
При покупке нежилых помещений чаще всего собственник получает одну выделенную телефонную линию. Если этого недостаточно (для офисов), он подписывает договор с провайдером для подключения дополнительных оптоволоконных линий или установки мини-АТС.
Николай Петров,
Недвижимость и Цены от 13.09.2010 г.