Три-четыре года назад столичный рынок торговой недвижимости должен был пополниться новым форматом: аутлет-центрами. Однако разразившийся финансовый кризис нарушил планы девелоперов, и анонсированные проекты так и остались на бумаге. Сейчас интерес к этому сегменту вновь возрождается, по крайней мере, заявлено строительство 3 таких центров.
Умный выбор
Два аутлет-центра появятся в Подмосковье - этоOutletVillageBelayaDachaв городе Котельники иFashionHouseнедалеко от аэропорта «Шереметьево», еще один -Outletcentre«Утка» - будет возведен недалеко от Северной столицы во Всеволжском районе. Все эти проекты находятся сейчас в активной стадии проектирования, выход на рынок запланирован на 2011-2012 годах.
Если это произойдет, то российский потребитель вскоре получит возможность приобретать качественные товары от мировых производителей с существенной скидкой в 30-70%. «Покупатель в аутлете - это человек, который предпочитает делать «умный» выбор», - считает директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков. «Девиз покупателя аутлета: «Покупать не дешевые вещи, а покупать дешево вещи дорогие», - добавляет Андрей Панфилов, директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании RRG.
Это действительно так, именно поэтому аутлет-центры так распространены и популярны за границей. Секрет больших дисконтов в том, что девелопер напрямую сотрудничает с известными брендовыми компаниями, а так как в интересах обоих сторон большой объем продаж, то постоянные скидки, распродажи, акции и другие маркетинговые программы – неотъемлемая часть существования аутлет-центра.
Российский покупатель, безусловно, тоже готов к тому, чтобы делать умный выбор. Торговые центры, в которых зачастую представлены одни и те же ритейлеры, уже давно наскучили. «Кроме того, большое количество людей уже посетили подобные форматы за рубежом, и наверняка, захотят посетить их у нас, - резонно замечает Андрей Панфилов. - Часть таких посетителей вернется к покупкам в привычных магазинах. Но часть – останется. Все-таки аутлет-центр дает широкие возможности для приобретения товаров известных мировых марок по вполне приемлемым ценам».
Больше времени, больше денег
Аутлет-центр – это не спонтанная покупка, и он «заточен» под определенного покупателя. Это человек, который не только предпочитает дорогие вещи по разумной цене, но и который обладает автомобилем, а также желанием посвятить шопингу за городом весь день.
Загородное расположение – обязательное условие для аутлет-центра. Более того, покупателю придется поехать не просто за город, а в деревню.«Это не деревня в российском понимании этого слова, - уточняет Эндрю Маззлуайт, руководитель проекта Outlet Village Belaya Dacha. - Здесь есть центральная площадь, на которой концентрируются самые люксовые бренды, и уютные улочки и переулки, где можно побродить. Мы считаем, что успех аутлет-центра состоит в том, чтобы покупателю было интересно, чтобы он получал удовольствие от прогулки по этим улочкам, так он будет проводить здесь больше времени и тратить больше денег».
Кстати, для строительства такой «деревни» необходим земельный участок площадью не менее 3-5 га, объясняет Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood, и это еще одна причина, по которойoutlet-центры вынесены за черту мегаполиса. В черте города такой большой территории уже не найти. «К тому же, более низкая стоимость земли по сравнению с городскими территориями позволяет снизить ставки аренды», - добавляет специалист.
Кажущаяся простота
Однако не все участники рынка согласны с этим. По словам Ольги Збруевой, руководителя департамента по работе с клиентами компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, при кажущейся простоте и относительной дешевизне, стоимость строительства центров не будет низкой. «Скорее всего, она может быть сопоставима со стоимостью строительства профессиональных крупных ТРЦ из-за высокой стоимости решения административных проблем, обеспечения мощностями и инфраструктурой», - считает специалист.
Не менее сложным, по мнению Андрея Панфилова, будет привлечь ведущие брендовые компании к сотрудничеству. «Франшизой большинства люксовых торговых марок у нас владеют лишь несколько компаний, - объясняет он. - Bosco di Ciliegi, ДжамильКо, Меркури, Подиум, Артс Групп, Крокус инт. Будут ли они объединяться в единый аутлет-центр – неизвестно. Особенно, если учесть, что у каждой уже есть собственные стоковые магазины».
Не стоит забывать и печальное состояние российских дорог. Конечно, аутлет-центры будут построены не далеко от мегаполисов, однако туда все равно придется ехать, и кто знает, сколько времени будет потеряно в пробках. Но основной проблемой участники рынка считают отсутствие опыта. «В нашей стране нет ни операторов, ни специалистов по созданию таких объектов, - отмечает Ольга Збруева, - поэтому в качестве консультантов, архитекторов, проектировщиков будут привлечены известные западные компании».
Основной «козырь»
Тем не менее, кризис научил россиян экономить, внимательней подходить к такому критерию, как удачное соотношение цена\качество. Это и есть основной «козырь» зарождающегося формата, поэтому аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, считает, чтоцентры могут быть вполне востребованы в России с ее относительно невысоким уровнем платежеспособного спроса.
Президент компании GVA Sawyer Вера Сецкая, видит в развитии аутлет-центров огромные перспективы, ведь этот формат наиболее устойчив в кризис. «В периоды экономического спада такие центры работают особенно хорошо, покупатель предпочитает их из-за ценовой категории», - резонно отмечает она.
К тому же, через два года, когда на рынок выйдут первые проекты, эксперты прогнозируют полное восстановление покупательской активности. Так что, если российскому потребителю не придется платить за высокие арендные ставки, архитектуру и т.д., то аутлет-центры обречены на успех и могут отобрать большую часть аудитории у торговых центров.
Ирина Кис,
ГдеЭтотДом.РУ от 01.10.2010 г.