Можно сказать, что ситуация даже усугубилась, если учесть все перемены прошлых лет: пришедшие в упадок города и массовое строительство поселков, хотя бы и дачных, вырубленные, сгоревшие, например нынешним летом, леса и молодые посадки, окончательное разрушение старых дорог и прокладка новых, по которым, скажем, ездят канареечного цвета «Лады», формирование муниципальных образований, разделения и слияния краев и областей и т.д. Хороших, то есть подробных, достоверных, актуальных и к тому же общедоступных карт сегодня не хватает, как не хватало их всегда. Возможно, это и есть главный драйвер будущего стремительного развития: дальше скатываться некуда. К тому же все более доступны цифровые возможности, которые могут позволить в обозримой перспективе застарелую проблему все-таки решить – на пользу стране и бизнесу. Речь идет о том, что специалисты громоздко называют геоинформационнымии системами (ГИС). Можно назвать проще, хотя и не совсем корректно– цифровые карты.
«В товарищах согласья нет...»
Яркий и понятный пример – Google Maps. У нас коммерческих проектов подобного масштаба нет, не говоря уже об аналогах Google Earth. Но не из-за нехватки светлых голов или технологических возможностей, объясняют специалисты, а потому, что у участников российского рынка пока просто отсутствуют такие амбиции, да еще и, как всегда, мешают административные барьеры. Ключевой игрок рынка ГИС– государство, которое является держателем и распорядителем всех данных. Коммерческие же участники рынка– это главным образом компании, или сами производящие софт для аккумулирования, хранения и использования этих сведений в разных целях, или являющиеся дилерами зарубежных производителей. В 2008 году, по данным исследования, проведенного CNews, более 45% оборота на рынке геоинформационных технологий обеспечивалось продажами программного обеспечения. Вторым по объему сегментом (35%) была реализация пространственных данных, а остальное (20%) занимали услуги в сфере ГИС.
Один из знаковых результатов симбиоза государства и коммерческих компаний в сегменте ГИС – портал Росреестра «Публичная кадастровая карта», на которой есть уже более 32 млн земельных участков. Государство в лице Минэкономразвития, считают некоторые собеседники «Ко», проявило прагматизм, рассудив, что таким образом сможет поставить имеющийся у него информационный ресурс на службу экономике. «Уже сейчас, – рассказывает генеральный директор компании Data+ (стратегичекий партнер американской ESRI в России) Алексей Ушаков, – на этой карте содержится такой большой объем пространственных данных о территории России, какого нет ни на одном другом портале в мире. Аесли Росреестр все-таки выложит на портал имеющиеся у него архивы космо- и аэрофотосъемки, то по уровню детализации растровых и векторных данных этот портал вообще не будет иметь равных себе в мире. Технологических проблем нет, мешают административные барьеры».
Рассказывают, например, что с тем же Росреестром работать сложно, и даже очень сложно, поскольку в ведомстве насчитывается девять заместителей руководителя, каждый из которых имеет свои взгляды и интересы, а некоторые из замов друг с другом не здороваются, что, конечно, не придает работе большей согласованности. Еще на рынке говорят о том, что есть предмет для дискуссий между Минэкономразвития и Минобороны. В частности, военные хотят, мол, чтобы карты Росреестра несли максимальную нагрузку, вплоть до толщины стволов деревьев, характеристики барханов или бродов, что важно для определения маршрутов выдвижения боевой техники. А Минэкономразвития считает это дополнительными сведениями, не имеющими непосредственного отношения к экономике, за которые надо бы дополнительно же платить.
Гис-гис
По сведениям CNews, с 2006-го по 2008 год сегмент ГИС в России вырос почти в два раза – со 110 до свыше 200 игроков. Кризис на этом рынке, безусловно, отразился. По данным американской Daratech Inc., если в 2006 году доход отрасли в мире превышал $5 трлн, то по итогам 2009-го можно было говорить о сумме вдвое меньшей. Впрочем, некоторые эксперты считают такой значительный откат маловероятным, если только включать в расчеты те работы, которые напрямую с ГИС не связаны – скажем, запуск искуссвтенных спутников, аэрофотосъемку, геодезические работы и т.п.
В России, по расчетам
ГИС-Ассоциации, рынок геоинформатики «отделался» лишь сокращением
темпов роста с 63% в 2006 – 2007гг. до 37% в 2008-м. Понятно, что
2009-й оказался тяжелее. Компания DATA+, один из лидеров сегмента в
нашей стране, в кризис зафиксировала 30-процентное снижение оборотов.
Разделение рынка ГИС-технологий
Государственный сектор – 30 %
Нефтегазовые компании – 25 %
Промышленные компании – 20 %
Другие – 25 %
Источник: «Прайм Груп», 2008 год
Но в целом эксперты считают кризисный откат явлением временным и обратимым, а магистральным направлением развития – только вперед и вверх. В России сегмент ГИС, может быть, больше других зависит именно от позиции государства. Во-первых, лишь держава в силах убрать или как минимум сделать ниже те самые административные, равно как и законодательные, и прочие барьеры. Во-вторых, именно госведомства, от МЧС до пожарной охраны, власти всех уровней формируют до трети спроса, ав дальнейшем их доля будет только расти. В-третьих, перспективы бизнеса ГИС находятся в очевидной зависимости от госполитики: будут власти поддерживать и развивать ГЛОНАСС, расширять масштабы спутниковой навигации – у ГИС появятся новые источники роста.
Особая статья – госкорпорации вроде «Олимпстроя» и проекты типа «Сколково». Как рассказал Алексей Ушаков из Data+, применение ГИС на олимпийских объектах– это требование Международного олимпийского комитета. Причем ГИС будут использоваться и при планировании, и в процессе строительства, и во время проведения Олимпиады в Сочи – для планирования и мониторинга, например, транспортных потоков,
обеспечения безопасности, организации работы волонтеров, и после
завершения Игр – для, так сказать, конверсии объектов в соответствии с их новым предназначением. Что же касается «Сколково», то, по словам того же Алексея Ушакова, в рамках проекта уже идут активные консультации по применению ГИС не только в процессе строительства, но и по использованию в дальнейшем ресурсов ГИС в планируемом в Иннограде компьютерном «облаке». Очевидно, что все это даст внушительный импульс рынку ГИС.
Раскинуть карты
Но, вероятно, все возрастающую роль в сегменте ГИС будет в дальнейшем играть по преимуществу корпоративный сектор – по мере того, как самые разнообразные компании начнут все больше осознавать и применять на практике заложенные в ГИС достаточно разнообразные возможности.
Значительную долю заказчиков ГИС составляют нефтегазовые компании. Причем речь не всегда и не обязательно идет исключительно, грубя говоря, об определении с помощью ГИС местонахождения бензовозов или об элементарной навигации, хотя и это само по себе приносит ощутимый эффект. Часто компаниям, ведущим свои дела на обширной территории, в первую очередь необходимо понять, что, где, как, какие дороги, как прокладывать связь, каким маршрутом тянуть трубы, то есть речь идет о самой сердцевине бизнеса.
Что же касается собственно логистики, то, конечно, она – еще одна очевидная сфера применения ГИС. «DHL осуществляет воздушные и наземные перевозки, и в обоих случаях активно использует ГИС ради обеспечения безопасности перевозок и сотрудников. Ведь ГИС дает возможность знать, где в какой-то момент времени находится машина с водителем-экспедитором DHL, контролировать ситуацию иуправлять ей дистанционно, – рассказал «Ко» директор по операционной деятельности DHL Express встранах СНГ и Юго-Восточной Европы Юрий Шевченко. – Еще одна функция ГИС, крайне полезная для логистической компании,– возможность планирования и оптимизации маршрута с учетомситуации на дорогах. В нашемроссийском подразделении системы ГИС также используются, хотя и вболее скромных масштабах».
Впрочем, представление о ГИС исключительно как об инструменте обработки и представления картографической информации если не устарело, то стремительно устаревает. Сегодня речь идет об интеграции бизнес-приложений с ГИС, то есть ГИС – это уже элемент IT-инфраструктуры компании.
Однако все заметнее вектор развития ГИС смещается в сторону создания комплексных решений, интеграции ГИС с другими бизнес-приложениями.
В итоге получается, среди прочего, непревзойденный инструмент для бизнес-аналитики и выстраивания принципиально новых коммуникаций с клиентами и потребителями. Для ритейла, банков, фармацевтики – любых компаний, в которых наличествует или предполагается филиальная сеть, плодотворным показал себя геомаркетинг. ИГИС– один из наиболее эффективных его инструментов. Собранная и проанализированная при помощи ГИС информация служит при этом непосредственным инструментом для принятия конкретных бизнес-решений при составлении, скажем, плана развития сети, конкурентном анализе, расчете потенциального товарооборота и т.д.
Несколько лет назад DATA+ реализовала ГИС-проект для сети аптек «36,6» в Москве. На электронную карту нанесли данные о точках сети, о конкурентах и покупателях, что позволило составить серию тематических карт: аптеки конкурентов, обеспеченность аптеками по городским управам, распределение населения по доходам. Также с помощью ГИС был проведен анализ данных системы «Карта постоянного покупателя», сопоставление адреса потребителя – владельца карты и того, где именно он приобретает лекарства.
«Для международной сети гипермаркетов DIY OBI, – рассказал «Ко» руководитель отдела ГИС и картографии консалтинговой компании RRG Вадим Каминский,– было проведено исследование концентрации целевой аудитории в 5городах-миллионниках. А целью исследования для сети гипермаркетов Real,- являлось определение товарооборота существующих или потенциальных объектов. Длянескольких банков была сделана стратегия развития сети с использованием кластерного деления города, сопределением наилучшихлокаций, что позволяет меньшим количеством отделений «закрыть»весьгород. Интересный пример– разработка плана развития в Москве сети кофеен Starbucks, когда были определены наиболее привлекательные места, и они учитывались топ-менеджментом из СШАиЕвропы при принятии решений по открытию точек сети».
Насколько эффективны эти и другие решения на основе ГИС, подсчитать с точностью до доллара бывает сложно, притом что цены на разработку и внедрение таких систем колеблются от $100 000до $1млн и выше. Но вот вполне доходчивый пример: в некоторых случаях то, на что прежде уходило по 6–9 месяцев, сейчас можно делать за неделю, а со временем – просто в режиме онлай.
Юлия Жеглова,журнал "Компания" от 18.10.2010 г.