Сегодня зооритейл восстанавливается
после кризиса также активно, как и другие сети в торговом сегменте.
Вместе с тем этот формат рынка еще достаточно молод и не обременен
жесткой конкуренцией, что создает дополнительные перспективы для
успешной работы в нем.
От пауков до крокодилов
«В советское время, —
обращается к истории Андрей Панфилов, директор департамента торговой
недвижимости консалтинговой компании RRG, — корм для животных
приобретали где только можно. Длясобак их владельцы покупали в
продуктовых магазинах и на колхозных рынках кости, обрезки, словом,
отходы мясокомбинатов и животноводческих ферм. Тогда индустрия по
торговле кормами и товарами для домашних животных даже на Западе только
набирала обороты». «Ивсеже пусть не абы какие, но фирменные магазины в
социалистическом обществе имелись, — высказывает свою точку зрения
Любовь Петрова, старший консультант департамента торговой недвижимости
NAI Becar. — Но, честно сказать, товары в них широким ассортиментом не
отличались. Даже сетевой оператор имелся. Покрайней мере, владельцы
домашних животных знали, как найти магазины под вывеской «Птичка»,
которые, по сути, и заменяли всю цивилизованную торговлю в этой сфере.
При везении здесь можно было купить поводок, намордник, кое-какой корм и
порой даже некоторых животных».
Сегодня количество специализированных магазинов выросло даже не в
разы, а на порядки. Водной лишь Москве около 200 действующих торговых
точек, прилавки, полки и подсобные помещения которых заполнены не только
кормами и товарами для братьев наших меньших, но и самими животными,
птицами и аквариумными рыбками. Сконца прошлого века стали появляться и
сетевые операторы. Так, самой большой и известной считается компания
Cats&Dogs, у которой в столице каждый день открыты двери 45
магазинов. Усетевого оператора «ЗооЛиния» 18 торговых точек, у
«Зодиака» — 16, «Бетховен» имеет 13 магазинов, «38 попугаев» — 10,
«Динозаврик» и «Миска» — по 8. Наращивают «мышцы» и другие сетевые
операторы — «Четыре лапы», «Зообум», «Капуцин», «Марквет», «Пинчер».
Остальную и более значительную долю московского рынка занимают розничные
магазины, не объединенные единой торговой маркой.
Причем бизнес по реализации товаров и кормов для животных не стоит
на месте, количество новых компаний и торговых точек с каждым днем
только увеличивается. Внынешнем году в Москве появился новый сетевой
оператор «ЛеМурр», который активно принялся развивать формат торговых
площадок размером от 80 до 120кв.м, хотя в Санкт-Петербурге компания
владеет магазином площадью около 1000кв.м. Неуступает в развитии и
торговая сеть «Любимчик», которая увеличивает количество своих магазинов
не только в Москве, но и в области, а также в регионах. Практически нет
торгового центра, гдебы не присутствовал оператор по продаже товаров
для животных. Мини-маркеты открываются и по принципу «магазин у дома»,
чтобы жители не затрачивали более десяти минут пешком до торговой точки.
Нои это не все. Огромную нишу в рознице зоотоваров занимают
интернет-магазины.
За место под солнцем
Казалосьбы, рынок уже
наполнен до предела, конкуренты расталкивают друг друга локтями, но
эксперты на этот счет спокойны: сегмент торговли товарами для животных
все еще молодой, так что жесткой конкуренции не наблюдается и места под
солнцем хватает всем. Конечно, без исключений и тут не бывает.
«Если помещение соответствует основным требованиям, то за него
могут побороться и несколько операторов, — рассказывает Ольга Збруева,
руководитель департамента по работе с клиентами компании ASTERA. —
Ипобедителем становится тот, кто быстрее принимает решение, более гибок
в согласовании коммерческих условий по продаже или аренде. Иногда
помещение, ранее арендованное частным предприятием по продаже
зоотоваров, освобождается, и тогда, как правило, его новым хозяином
становится сетевой оператор этогоже сегмента. Есть и другая
закономерность, когда, к примеру, новоявленный сетевой магазин,
отличающийся от «индивидуалов» широким ассортиментом и низкими ценами,
вытесняет несколько мелких близлежащих несетевых магазинов». Втоже
время владельцы сетей предпочитают не обустраивать свои точки по
соседству с такимиже коллегами-сетевиками.
Стрит-ритейл преобладает в спальных районах, и считается успехом,
если нашлась площадка рядом с продуктовым магазином, возле станции метро
или внутри крупного жилого массива. «Каки любая торговая точка, —
комментирует А.Панфилов, — зоомагазин должен иметь хорошую проходимость
и обладать свободной доступностью. Чтокасается товарооборота, то
вполне показательным является тот факт, что подобные магазины успешно
развиваются. Аведь особых преференций для них не делают ни владельцы
ТЦ, ни собственники помещений стрит-ритейла. Вполне возможно, что
рентабельность этого бизнеса несколько меньше, чем у торговцев
продуктами, одеждой или обувью, но вполне конкурентоспособна».
«Существует два
типичных формата работы зоомагазина, — дополняет Л.Петрова. — Одни
могут заниматься реализацией кормов, товаров и различных аксессуаров,
вторые ко всему сказанному оборудуют места и клетки для торговли
животными и птицами». Если в зоомагазине представлены в основном корма и
сопутствующие товары, то он относится к предприятиям по торговле
товарами повседневного спроса и его целесообразно размещать в
прикассовой зоне крупного универсама. Аесли речь идет о ТЦ, лучшего
места, чем на этаже, где находится супермаркет, не придумаешь. Хотя в
крупных торговых центрах, как показал опыт, довольно непросто продавать
какую-либо живность, кроме рыбок. Во-первых, из-за отсутствия должного
уровня вентиляции, во-вторых, из-за невозможности обеспечить животным
нужный комфорт, наконец, из-за режима работы торгового центра. Поэтому
магазины, в которых продают животных, представлены большей частью в
сегменте стрит-ритейла.
«Одним из самых популярных и посещаемых в Москве магазинов
считается «Папа Карло», что на Профсоюзной улице, — рассказывает Алена
Пискунова, ведущий аналитик компании Paul's Yard. — Здесь можно выбрать
любого питомца — от попугаев, собак, кошек, грызунов и рыбок до редких
видов рептилий и млекопитающих. Есть и магазины, основной ассортимент
которых составляют только лекарственные средства для животных, к примеру
небольшая частная сеть из четырех магазинов «Марквет». Впоследние годы
вместе с модой на миниатюрных собачек пришла новая тенденция
популярности аксессуаров и одежды для них. ВМоскве есть магазины,
предлагающие исключительно одежду и аксессуары для собак. Некоторые из
них работают совместно с салонами красоты для животных».
«Чтокасается кормов, — замечает Олег Смертов, консультант отдела торговой
недвижимости Cushman & Wakefield, — то этот товар присутствует в
магазинах любого формата, а ассортимент представлен практически для
всех видов животных и птиц. Оданных по товарообороту можно только
догадываться. Темне менее, на мой взгляд, доход точки размером
70–80кв.м в проходных местах и прикассовых зонах может доходить до
200тыс.руб. в месяц».
Размеры и примеры
Средняя площадь
зоомагазинов — 50–80кв.м. Ноесли маркет помимо кормов и сопутствующих
товаров предлагает покупателям и самих животных, птиц и рыб, его
площадь может достигать 250–300кв.м. «Все зоомагазины и палатки бывают
трех основных форматов, — делится информацией А.Панфилов. — Впервую
группу попадают торговые точки общей площадью не более 20кв.м,
которые, как правило, располагаются в прикассовых зонах супермаркетов.
Ковторой относятся все торговые точки стрит-ритейла площадью от
100кв.м и больше. Наконец, к третьей группе принадлежат крупные
торговые площадки в ТЦ и ТРЦ». Здесь тоже не обходится без конкуренции
между сетями, поскольку в любом торговом центре может быть представлен
только один оператор зоопрофиля.
«Самые опытные операторы, — отмечает Алексей Могила, директор
департамента торговой и региональной недвижимости компании Penny Lane
Realty, — организовывают пространство зоомагазина по принципу аптеки:
часть ассортимента, например корма, находится в свободном доступе, а
специальные товары и животные — за прилавком и в вольерах. Второй
существенный нюанс «животного» бизнеса состоит в том, что содержать
арендованные магазины становится все сложнее, ведь ставки здесь
постоянно повышаются».
«ВТЦ и ТРЦ, — отмечает А.Пискунова, — стоимость аренды площадей
может достигать 3–5тыс.долл./кв.м/г. в зависимости от торгового
комплекса. Встрит-ритейле ставка значительно меньше— от 800 до
1200долл., но опять-таки в зависимости от количества арендуемых
квадратных метров и местонахождения магазина».
«Мощность энергообеспечения при этом должна быть не менее 20кВт, —
дополняет О.Збруева, — иначе система вентиляции для устранения
неприятных запахов от кормов и самих животных просто не потянет. Ну а
цоколь зачастую арендуют только в том случае, если в нем размещается
продуктовый якорь и установлены траволаторы на первый уровень и
паркинг».
Наиболее активно разбирают площадки с открытыми планировками и на
первых этажах. Это делают только с лучшими намерениями для покупателя:
ведь при транспортировке тележки с тяжелыми упаковками кормов (до 50кг)
к месту парковки клиенту придется прикладывать гораздо меньше усилий.
Остается только добавить, что торговля зоотоварами, как и домашней
живностью, после кризиса снова начинает набирать обороты. Втяжелые
времена владельцы животных покупали разве что корма для своих любимцев,
да и то не самые дорогие. Авот аксессуары и сопутствующие товары для
животных, птиц и рыб залеживались на прилавках — люди экономили и на
себе, и на своих любимцах. Довольно редкие клиенты решались заводить
даже рыбок, не говоря уже о самых верных друзьях — породистых и
декоративных собаках и кошках. Нов начале текущего года запросы
покупателей стали гораздо шире. Даи операторы повеселели: по
статистике, помещение под новый зоомагазин теперь арендуется каждые
два-три месяца.
К СВЕДЕНИЮ
Понекоторым данным, москвичи содержат в семьях более 5 млн самых
разных животных — от собак и кошек до мышей и удавов, не говоря уже о
птицах и аквариумных рыбках. Среди них одних только собак насчитывается
порядка 1,5млн особей.
Наиболее
известные торговые сети в сегменте зоотоваров
|
||
Торговая сеть
|
Средняя площадь магазина, кв. м
|
Кол-во магазинов
|
Cats & Dogs
|
80–200
|
60
|
«Четыре лапы»
|
50–100
|
40
|
«Зообум» («38 попугаев»)
|
100–200
|
29
|
«Любимчик»
|
80–200
|
28
|
«ЗооЛиния»
|
40–150
|
21
|
«Миска»
|
70–100
|
9
|
«Динозаврик»
|
200–250
|
9
|
«Миллион друзей»
|
200–300
|
4
|
Поданным компании NAI Becar
Сергей Романов,
Недвижимость и Цены от 01.11.2010 года