Сергей Собянин
принялся исправлять ошибки, в обилии допущенные предыдущим
градоначальником. Деловой центр «Москва-сити» вошел в их число одним из
первых. Накануне стало известно, что решать её будут не только путем
более тщательной проработки транспортной инфраструктуры, но и отменяя
часть проектов. Теперь, кроме башни «Россия», которую должен был
построить Шалва Чигиринский, мир не увидит и Административный комплекс
правительства Москвы. Что думают об этом решении эксперты, читайте в
нашем новом блиц-опросе.
В чем Вы видите основную причину отказа от реализации этого
проекта?
Ольга Побуковская, директор департамента офисной
недвижимости Colliers International
Причина отказа, по словам Ресина: то, что мэрия сочла
нецелесообразным тратить бюджетные средства на этот комплекс. Кроме
того, по словам мэра, нельзя допустить, чтобы «деловой люд и гости Сити
утром не могли попасть на работу, а вечером уехать из делового центра».
Дмитрий Волков, руководитель отдела консалтинга
и оценки Praedium Oncor International
Отсутствие финансирования и, возможно, изменение стратегии
размещения властей города. Также можно связать данный отказ с
высказыванием нового мэра Москвы Серегея Собянина, назвавшего
«градостроительной ошибкой» строительство делового центра «Москва-Сити».
Максим Жуликов, ведущий специалист департамента
офисной недвижимости компании Penny Lane Realty
Очевидно, что строительство данной башни для мэрии в столь
суперуплотненном месте было бы ошибкой. Место – неудобное, отсутствует
транспортная инфраструктура. Уже сейчас проект «Москва-Сити» требует
увеличения парковочных мест в 3 раза. Что будет, когда все его объекты
достроят и введут в эксплуатацию?
Мария Ревзина, руководитель отдела консалтинга
Core Group
Поначалу, проект хотели сократить, добавить в концепцию гостиничную
составляющую и апартаменты, а также уменьшить долю города с 50% до 30%.
Планировалось провести инвестторги на освободившуюся часть. Возможно,
город не смог найти дополнительных инвесторов под проект и в связи с
этим решил полностью отказаться от его реализации.
Эвелина Павловская, вице-президент по
консалтингу GVA Sawyer
Оптимизация ФОТа структур мэрии приводит к меньшей потребности в
помещениях. Плюс, нужны правильные PR-ходы новому руководству. Отказ от
строительства объекта, необходимость в котором не очевидна, только
добавит плюсов к рейтингу новой команды градоначальника.
Денис Колокольников, генеральный директор
консалтинговой компании RRG
Думаю, основных причин может быть две. Первая – власти Москвы решили
таким образом сэкономить бюджетные средства и направить их на другие
важные для города проекты. Вторая – транспортная ситуация в районе
Москва-Сити и сейчас крайне напряженная, а переезд туда московских
чиновников лишь ухудшит ее и за счет дополнительного количества народа, и
за счет парка служебных машин.
Константин Ковалев, управляющий партнер
компании Blackwood
Без комментариев.
Максим Титов, старший консультант департамента
структурирования и оценки девелоперских проектов консалтинговой группы
«НЭО Центр»
Изначально планировалось, что к концу 2010 г. в Москва-Сити
будет завершено строительство большинства объектов, но до сих пор много
проектов не реализовано, существуют проблемы с инженерными
коммуникациями, парковкой и подъездом к участкам. Статус проекта в
текущей его стадии не соответствует тому, который планировался
изначально. Помимо этого, отказ от проекта может быть связан со сменой
управленческого аппарата Правительства Москвы – первоочередными задачами
сейчас является решение глобальных социальных проблем (дороги, метро и
т.д.), решение которых может быть по достоинству оценено социальными
массами.
Зачем в принципе правительству Москвы нужен был этот проект?
Сколько потребовалось бы средств для реализации этого проекта?
Ольга Побуковская
По оценкам экспертов, за счет реконцепции проекта его
стоимость может составить $1,5-2 млрд. Однако есть сомнения, что в
текущих условиях московские власти смогут найти инвестора для столь
крупного проекта.
Дмитрий Волков
Изначально планировалось разместить там органы исполнительной и
законодательной власти города. Кризис внес свои коррективы в проект:
доминанта сместилась в пользу коммерческих площадей. Я бы относил этот
проект больше к политическим.
Максим Жуликов
Наши аналитики подсчитали, что затраты на реализацию данного объекта
могли составить в среднем полтора миллиарда долларов США, учитывая, что
строительство предполагалось не типовое и со сложной инженерией.
Мария Ревзина
Сконцентрировать законодательную и исполнительную власть города и
все структуры в одном месте – сейчас они разбросаны по Москве. Это могло
бы заметно улучшить механизмы принятия и контроля законодательных и
управленческих решений, сократить транзакционные издержки, в том числе
временные издержки.
Эвелина Павловская
Без комментариев.
Денис Колокольников
Подобный проект мог понадобиться правительству Москвы для
объединения большинства городских структур в одном месте. Это может
способствовать экономии времени на переезды из одного здания в другое, а
также улучшению эффективности взаимодействия между различными
подразделениями.
Константин Ковалев
Думаю, это было, в том числе и имиджевое решение, направленное на
поднятие статуса и популярности всего проекта «Москва-сити». Затраты на
строительство такого объекта могли составить порядка 3 000 $/кв. м. В
случае предполагаемой доли в 50% правительства Москвы в проекте общий
объем затрат для городской части мог составить более $1 млрд.
Максим Титов
Одной из задач 15-го участка было сосредоточить все службы в одном
месте для удобства жителей. Помимо этого, строительство комплекса
административных зданий исполнительной и законодательной власти в
«Москва-Сити» добавляло статус проекту и подогревало интерес инвесторов.
Строительство комплекса общей площадью 806 тыс. кв. м обошлось бы в
$1,5-1,8 млрд. Стоимость строительства после пересмотра концепции
проекта до 635 тыс. кв. м могла составить $1,2-1,4 млрд.
Какой объект было бы целесообразно построить на
освободившемся участке?
Ольга Побуковская
Сити испытывает нехватку парковки – это неоднократно звучало в
оценках специалистов. Сейчас, когда концепция Сити вообще может
кардинально измениться, составляющие определять сложно. Важно глобально
понять, что будет с проектом и в каком ракурсе он будет развиваться.
Дмитрий Волков
Лучше было бы разместить дополнительные мощности паркинга.
Максим Жуликов
При высокой плотности застройки «Москва-Сити, и сложностей с
парковкой и подъездными путями, было бы целесообразнее не строить
ничего. Либо возвести малоэтажное здание (например, небольшой концертный
зал) с огромным паркингом под землей, способным вместить авто и
посетителей и арендаторов.
Мария Ревзина
Чтобы реализацию можно было назвать успешной, необходимо обеспечить
транспортную составляющую, то есть дороги, развязки и общие зоны. Однако
участок для этого ни коим образом не приспособлен.
Эвелина Павловская
Было бы неплохо «вдохнуть жизнь» в застройку, вымирающую после
окончания рабочего дня, но одиноко стоящий жилой объект в окружении
офисно-гостиничных башен с апартаментами, купленными в основном с
инвестиционными целями, вряд ли хорошая идея. Поэтому думаю оптимально
строить те же апартаменты, возможно сразу предлагай их в аренду. Вопрос
лишь в ценах продаж / ставках.
Денис Колокольников
Наверное, не буду оригинален, если скажу, что главное, чего сейчас
не хватает Сити – это парковки.
Константин Ковалев
Можно предположить целесообразным создание небольшой парковой зоны
отдыха в комплексе, свободной от застройки очередным крупным
транспортоемким объектом, а также паркингов.
Максим Титов
Текущая концепция «Москва-Сити» полностью соответствует статусу
делового района: здесь самая большая в Москве концентрация офисов класса
А и В+, большое количество средств размещения, а потребность в
выставочных площадях обеспечивает ЦВК «Экспоцентр», также есть
необходимые объекты инфраструктуры - современный торговый центр и
кинотеатр в Центральном ядре, аквапарк. Самая главная проблема
«Москва-Сити» – это дефицит парковочных мест. Но очевидно, что новый
инвестор на участке 15 не станет строить многоэтажный паркинг. Скорее
всего, это будет очередной многофункциональный комплекс с офисной
составляющей и апартаментами, часть площадей может быть задействована
под размещение гостиницы с международным оператором.
Арендатор от 26.11.2010 года