Чиновники убеждены, что активная
борьба с незаконно установленными ларьками и киосками вынудит их
собственников выйти на цивилизованный рынок. Нохватитли всем
представителям малого бизнеса имеющихся торговых площадей?
Их никто и никогда не считал
Акто их когда-либо
считал, эти киоски, лотки и палатки? Они то появлялись, то исчезали, а
то и вовсе меняли дислокацию, «перебегая» из одного района или округа в
другой. Возможно, их приблизительную цифру можно былобы вывести, имея
на руках данные от префектур о заключенных договорах аренды земельных
участков. Даи эти сведения былибы далеки от реальной действительности,
так как часть подобных объектов устанавливалась незаконно, так сказать,
с разрешения самих мелких торговцев. «Определить количество уличного
ритэйла довольно трудно, — соглашается Наталия Чистякова, директор по
развитию, департамент консалтинга GVA Sawyer. — Даже по той простой
причине, что эти объекты не входят в понятие качественной торговой
недвижимости. Они не относятся к формату стрит-ритейла, и тем более к
формату ТЦ и ТРЦ. Эти точки всегда стояли обособленно и никогда не
входили в маркетинговый анализ рынка». Возможно, что количество и
качество таких ларьков регламентируется районной администрацией, но кто
из чиновников теперь признается, что самовольно давал разрешение на их
установку?
Впрочем, в мировой практике формат ларьков-киосков всегда
присутствовал. Нов цивилизованном виде и на торговлю определенными
товарами. ВЕвропе, к примеру, чаще всего в мини-магазинчиках продают
прессу, цветы, фастфуд, в них могут размещаться информационные бюро для
туристов. Городские власти за границей решают только вопросы о разумном
балансе количества и качества операторов.
ВМоскве в этом отношении давно нужно было навести порядок. Хотя
четыре года назад столичное правительство уже намеревалось очистить
московские улицы от легковозводимых торговых палаток в рамках программы
развития потребительского рынка и услуг. Помнится, даже было установлено
около 5 тыс. «Тонаров». Таким образом, мэрия пыталась как-то
унифицировать внешний облик палаток, сделать их эстетически
привлекательными и улучшить в техническом плане. Нозатем ситуация вышла
из-под контроля и благие намерения успехом не увенчались.
Теперь все гораздо серьезнее. Принимаемые меры уже приобрели
лавинообразный характер, получив название «антипалаточной кампании». И
похоже, что уже будущим летом за порцией мороженого, плиткой шоколада,
пачкой сигарет или чебуреком придется бежать в кафе или торговый центр.
Попути на работу или домой исчезнет возможность купить бутылку
газировки, букет цветов, безделушку или еще какую-нибудь нужную в данный
момент мелочь. Иопятьже, отчего так отвыкли москвичи, за каждой этой
мелочью придется куда-то бежать и, может быть, еще и стоять в очереди.
На старт, приготовиться…
Но, по мнению Андрея
Панфилова, директора департамента торговой недвижимости консалтинговой
компании RRG, исчезновение палаток пойдет на пользу столице, улицы
станут чище, да и желудки москвичей тоже, ведь порой в палатках с
фастфудом реализовывалась продукция не самого лучшего качества. Ларьки
забирали и забирают часть прибыли по товарам первой необходимости у
сетевых магазинов, поэтому при их сносе доходы и товарооборот
цивилизованных операторов только увеличатся, упростится и решение
вопросов по благоустройству территории возле станций метро. Адемонтаж
палаток, расположенных в переходах, по мнению Алексея Могилы, директора
департамента торговой и региональной недвижимости компании Penny Lane
Realty, значительно повлияет на повышение уровня безопасности граждан.
«Узкое, закрытое пространство подземных переходов, без вентиляции,
изначально проектировалось только для пересечения проезжей части
пешеходами, а не для размещения в них торговых рядов», — комментирует
спикер.
ВСанкт-Петербурге, к примеру, палаточная зачистка была проведена
несколько лет назад, и прежде всего киоски и лотки исчезали с мест,
тяготеющих к остановкам общественного транспорта.
«ВМосквеже антипалаточная акция пройдет везде и коснется всех, —
размышляет Илья Шуравин, партнер компании S.A.Ricci/King Sturge. — Уже
были вынуждены закрыть десятки киосков под брендом «Крошка-картошка» и
«Стардогс». Ликвидирована часть киосков на территориях, прилегающих к
городским рынкам».
«Нетрудно догадаться, — продолжает Светлана Ярова, руководитель
отдела по работе с собственниками ASTERA Moscow,— что, скорее всего, в
первую очередь будут убраны те торговые павильоны и киоски, которые
находятся на виду — в ЦАО, ЮЗАО, расположенные вблизи федеральных трасс
(Ленинский, Кутузовский, Ленинградский проспекты), а также возле
знаковых объектов города, например у памятников и крупных
административных зданий. Чтокасается лотков и киосков в дальних
районах, то их судьба может решаться по двум вариантам. Либо главы управ
возьмут на себя смелость по ликвидации или перерегистрации, либо когда
уляжется первый шум, все останется, как и было, но уже сами собственники
приведут свои торговые помещения в порядок».
Кто-то теряет, кто-то находит
Алексей Могила уверен,
что «собственники малого розничного бизнеса не уйдут в никуда, ведь, как
говорится, рынок пустоты не терпит. Многие владельцы палаток уже
сегодня готовы арендовать недорогие помещения в спальных районах. Иэто в
их ситуации — единственно верный выход. Даже несмотря на то что ставки на
торговые помещения в удаленных районах уже до конца года подрастут
на несколько пунктов». «Процесс активного вытеснения несетевых и
некачественных объектов торговли неизбежен, — подтверждает Светлана
Ярова. — Возможно, произойдет и замена неплатежеспособных арендаторов на
более сильных, которые предложат собственнику гораздо выгодные условия
по съему торговых площадей. Соответственно, если ставки аренды вырастут,
увеличится и налогооблагаемая база, что косвенно повлечет за собой
сначала стабилизацию доходов московской казны, а затем и ее рост».
Влюбом случае ликвидация незаконных торговых точек только
упорядочит поступление официальных платежей в городской бюджет. Итот
факт, что казна от сноса палаток не обеднеет, стал понятен уже сегодня.
Ведь мелкий уличный стрит-ритейл мгновенно отреагировал на возможность
быть заживо похороненным. Покрайней мере уже по итогам ноября резко
увеличилось количество заявок на аренду площадей в ТЦ, на что
собственники моментально отреагировали и арендные ставки в средних и
крупных супермаркетах поднялись в среднем на 5–10%. Апо данным
аналитического центра «Инкома», к концу года могут добраться и до
15–17%.
«Вполне возможно, — добавляет Светлана Ярова, — что активизируется
перевод квартир, расположенных на первых этажах в домах рядом со
станциями метро, в нежилой фонд. Понятно, что при этом мелкими
арендаторами, которые не собираются расставаться со своим бизнесом,
будут востребованы небольшие площади — от 40 до 80кв.м».
Ивсе-таки даже повышенные ставки в ТЦ мелкому бизнесу будут по
карману. Довольно спорно, что они окажутся выше, чем плата за бойкое
место у метро. Другое дело, что собственники концептуальных торговых
центров врядли пойдут на то, чтобы под их крышей торговали
низкокачественной, а порой и контрафактной продукцией. Ис этой точки
зрения путь в ТЦ некоторым бизнесменам-палаточникам действительно
заказан. Другой возможный фактор запрета коснется конкурентов с
аналогичными товарами. Уметро они могли дружественно соседствовать, но в
рамках ТЦ будут только мешать друг другу. Ненайдут своего места в
современном торговом центре и бывшие хозяева палаток, предлагавшие
покупателям курицу гриль или шаурму. Влюбом ТЦ сетевых брендов,
практикующихся в области общественного питания, хватает.
Вместо лотков парковки?
Палатки и киоски и в
самом деле занимают немало площадей, тротуарного и околотротуарного
пространства. Однако надежды, что на высвобожденных площадках смоглибы
разместиться парковки, едвали оправданы. Во-первых, парковка на
тротуарах запрещена в законодательном порядке, хотя московским
автомобилистам эти «гаишные» правила как мертвому припарка. Во-вторых,
если и вместит такой паркинг десяток-другой машин, то выхлопные газы
особой радости прохожим не доставят.
Впрочем, снос ларьков, которые стояли рядом с дорогой, в какой-то
мере может разрулить проблему пробок. Ведь возле таких торговых точек
нередко притормаживают автомобили по принципу «я на секундочку»,
загораживая проезд остальным не только в первом, но и во втором и даже в
третьем ряду. Если палатки «при дороге» исчезнут, припаркованных машин
станет меньше.
«Все с нетерпением ждут уменьшения пробок на дорогах», —
комментирует обстановку Илья Шуравин. Нореально что-то измениться к
лучшему может только через год-полтора.
Что останется?
Какбыло заявлено
чиновниками из мэрии, киоски по торговле прессой останутся. Нетронут
театральные кассы, цветочные киоски. Скорее всего, не лишатся своего
места и такие объекты, на которые была оформлена собственность и удалить
которые без значительной компенсации невозможно.
Но,по подсчетам экспертов компании Penny Lane Realty, всеже
немало предпринимателей, владеющих палатками и павильонами, потеряют
свои рабочие места. Ожидается, что уже до Нового года около 10–15тыс.
человек на какое-то время останутся не у дел. Зато на этом фоне усилится
конкурентная борьба и вырастут ставки в сегменте стрит-ритейла, так как
в никуда эти торговцы уйти все равно не могут — частный бизнес потопить
не просто. Вполне возможно, что часть торговцев, не принятая
собственниками ТЦ, переместится под крытые рынкилибо перенесет свои
точки на территории городов ближайшего Подмосковья.
Темне менее только карательные и запретные меры едвали уместны.
«Группы вмиг обанкротившихся предпринимателей либо выйдут на улицу
добиваться от властей справедливости, либо займутся криминальным
бизнесом, — высказывает свои предположения Алексей Могила.— Необходимо
помочь им подыскать новые площадки, где они моглибы себя заново
реализовать. Можно, к примеру, перемещать их на территории выводимых
промышленных предприятий, создавая таким образом новые, но уже
цивилизованные рынки под управлением профессиональной УК».
«Всвое время, — отмечает Наталия Чистякова, — после смены
градоначальника в городе на Неве тоже объявлялась война киоскерам и
ларечникам. Нопри этом не происходило какого-то тотального стихийного
сноса. Наоборот, зачистка проводилась постепенно… Примерно за полтора
года город очистился от такого формата недвижимости, а взамен
петербуржцы получили хорошо развитую сетевую торговлю, доля которой во
второй столице резко возросла».
ВМосквеже пока, по наблюдениям Константина Ковалева, управляющего
партнера компании Blackwood, ликвидация киосков и объектов мелкой
уличной торговли не имеет четко сформулированной системной программы.
Сергей Романов,
Недвижимость и Цены от 29.11.2010 года
Сергей Романов,
Недвижимость и Цены от 29.11.2010 года