Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Коворкинг для фрилансера. Аренда рабочего места в офисе

20.12.2010
Коворкинг — что-то вроде проката рабочих мест для тех, кто не хочет снимать постоянный ибольшой офис. Эта идея пришла к нам сЗапада и постепенно нашла своих потребителей. Каковоже использование подобного офиса напрактике, чем он отличается от обычного ичем может быть удобен арендатору?

Ветер дует с Запада
Вразвитых странах снять в случае необходимости оборудованное рабочее место в офисе не проблема. ВЛондоне, например, подобные предложения есть в каждом третьем бизнес-центре. Сдачей в аренду и обслуживанием таких офисов занимаются специализированные сетевые компании. Словом, там давно все отлажено. Даи с арендаторами проблем нет — иностранцы очень любят готовые бизнес-решения: снял место на два дня, поработал и сдал обратно. Никакой головной боли с закупкой мебели, техники и поиском маленького помещения.
ВРоссии такая практика приживалась медленно и трудно, уж больно непривычно для наших людей снимать не целые офисы, а отдельные места и не на месяцы, а на считаные дни. Первой ласточкой, предлагавшей подобное в Москве, была международная сетевая компания Regus, которая начала несколько лет назад сдавать помещения в «Смоленском Пассаже», онаже и остается самым крупным игроком в этой нише. Вторая — Central Offices. Заними последовали и собственники бизнес-центров, активизировавшиеся с кризисом: сдавать офисы стало труднее, и теперь они готовы любыми способами привлекать арендаторов на свои пустующие площади. «Унас попытки привнести этот стиль работы и открыть такого рода офисы предпринимают с различным успехом на протяжении последних трех-четырех лет. ВМоскве их не очень много: CoworkingBees на Тимирязевской, Communist Loft в бизнес-центре «Даниловская мануфактура» и ряд других, — говорит Максим Жуликов, ведущий специалист департамента офисной недвижимости компании Penny Lane Realty. — Большее распространение такой вид работы получил в Питере и на Украине, как это ни странно. Похоже, там больше людей, предпочитающих свободный заработок». Помимо названных бизнес-центров коворкинг предлагают в «Миллениум Хаусе» на Трубной улице, в МФК «Метрополис» на Ленинградском шоссе, в «Лотте Плаза» и даже в деловом центре «Федерация» в ММДЦ «Москва-Сити».
Андрей Орлов, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании Veritas Real Estate, отмечает, что и арендаторам в кризисных условиях иногда предпочтительнее именно коворкинг: «Унекоторых компаний попросту не хватало денежных средств, чтобы содержать отдельные помещения. Отмечу, что компании-арендаторы не сразу бросились расхватывать рабочие места, потребовалось время, чтобы приучить их к такой системе работы. Собственникам приходилось порой приглашать их какое-то время посидеть в коворкинг- центре бесплатно».

Все для свободных художников
Первыми на Западе, кому понадобились отдельные рабочие места, стали программисты. Сейчас список свободных профессий, представители которых интересуются коворкингом, сильно расширился: это и студенты, которые еще не нашли постоянного места работы, и веб-дизайнеры, и журналисты, и переводчики, и архитекторы, и агенты по страхованию. Словом, это так называемые фрилансеры— люди, чей вид деятельности не требует наличия постоянного офиса. Однако не только они. Отдельные места могут снимать молодые бизнесмены, только начинающие дело, либо представительства компаний, а также просто маленькие фирмы из нескольких человек.
Чтоже конкретно может предложить им коворкинг? Московские коворкинг-центры невелики, их площадь составляет примерно 50–250кв.м, иногда 400–600кв.м. Они могут размещаться как в новых высококлассных бизнес-центрах, так и в старых административных зданиях. Обычно это зал с планировкой open-space, но бывает и кабинетная система.
Влюбом случае за соседними столами оказываются люди, совсем не связанные деятельностью одной фирмы. Более того, рабочее место может быть закреплено за человеком, а бывает, что и нет, — тогда он использует тот стол, который свободен в момент его прихода. Кое-где можно снять отдельный кабинет или переговорную.
Зато арендатор имеет право пользоваться всей необходимой ему техникой. Нужны компьютер с Интернетом, телефон, принтер, копир? Пожалуйста! Можно приносить и свою технику. Вомногих коворкинг-центрах, понимая, что требуется маленьким фирмам из двух-трех человек, предлагают услуги call-центра, секретаря, бухгалтера, IT-специалиста, услуги по регистрации фирмы и юридическое обслуживание, а также приглашают воспользоваться мини-кухней и паркингом офисного центра. Весь или почти весь этот набор опций, как правило, предоставляют за отдельную стоимость. «Телефон и доступ в Интернет могут быть включены в арендную плату», — рассказывает Юрий Синяев, директор по маркетингу ГК «КОНТИ». Агде-то, по словам Юрия Тараненко, директора компании «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость», «стоимость аренды фиксированная, то есть не зависит от того, будетли арендатор пользоваться мини-кухней или ходить на бизнес-ланч в ближайшее кафе». Вдругих случаях, сообщает А.Орлов, «все дополнительные услуги оплачивают отдельно согласно тарифной сетке, установленной собственником. Арендатор сам определяет, какими из дополнительных опций он будет пользоваться».
Наконец, сколько придется заплатить за найм рабочего места? Какутверждает М.Жуликов, в среднем 1кв.м в коворкинг-центре стоит около 250долл./мес., но если это место закреплено за какой-то конкретной компанией, то плата будет чуть дороже примерно на 100долл. Другие эксперты называют иные цифры: А.Орлов — 230–280долл./мес. с НДС, Ю.Тараненко — от 6тыс.руб. Впрочем, арендатор не обязан платить за весь месяц, он может снимать рабочее место всего несколько дней или даже часов.
Вцелом предложения отечественных арендодателей дешевле, чем услуги международных сетевых компаний. Спервыми можно договориться и получить скидку, а у иностранцев тарифы жесткие. Однако и качество услуг наших управляющих компаний не дотягивает до международных стандартов.

Удобно или нет?
Снимать обычный, но очень маленький офис или воспользоваться коворкингом — эту дилемму каждый решает для себя. «Если сравнивать коворкинг-центр и маленький офис, то ябы сказал, что у них разное назначение, — рассуждает Денис Колокольников, генеральный директор консалтинговой компании RRG.— Коворкинг-центр скорее временное пристанище, а не постоянный дом. Он больше рассчитан на аренду, измеряемую неделями и месяцами, а иногда днями и даже часами. Кроме того, рабочее место в коворкинг-центре обойдется существенно дороже. Зато не надо искать самый маленький офис, покупать оргтехнику ит.д.».
Есть у «офисной гостиницы» и другие преимущества, обращает внимание Ю.Синяев: например, возможность обмениваться мнениями, мыслями, заказами, обрастать новыми связями. «Такая схема позволяет арендаторам избежать многих недостатков работы на дому, сохранить рабочий настрой, облегчить ее участникам процесс поиска заказчиков и взаимодействия с ними, — добавляет Ю.Тараненко.— Кроме того, аренда отдельного рабочего места сокращает операционные расходы арендатора, что особенно важно на стадии start-up. Наконец, преимущество идеи коворкинга и в том, что на одной территории работают люди разных специальностей; сохраняя независимость и свободу, они одновременно решают проблему недостатка в общении».
Многих привлекает то, что сразу после подписания договора можно начинать работать в офисе, не тратя времени и денег на ремонт и оборудование помещения. Помимо этого не приходится оплачивать коридоры и места общего пользования, как это случается при аренде обычного офиса. Ну и, пожалуй, одно из основных преимуществ коворкинга — возможность безболезненно менять решение о сроках аренды: при необходимости сократить количество присутственных дней или вовсе отказаться от помещения. Вслучае с обычным офисом это не пройдет без финансовых потерь. Варьировать можно и количество услуг.
Есть, конечно, и минусы. Во-первых, в коворкинг-офисе традиционно существует конкуренция за часто используемые ресурсы (например, принтер, парковочное место и др.). Во-вторых, у сотрудника нет своего офиса и часто даже постоянного места, а значит, нельзя оставить свои вещи, рабочие материалы, развесить на стенах планы, графики ит.д. В-третьих, вокруг трудятся люди, не имеющие никакого отношения к твоему бизнесу, и это может не только помогать, но и мешать. Ну и в-четвертых, как уже сказано, заплатить за такое «временное удовольствие» придется по расценкам выше рыночных.

Ирина Богатырева,
Недвижимость и Цены от 20.12.2010 г.

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты