Опомнившись от кризиса, голландский ритейлер Spar планирует увеличить собственную сеть в России на 30% в этом году, привлекая новых франчайзи. Только в развитие бизнеса в Центральном регионе предполагается инвестировать порядка 500 млн рублей до конца декабря.
На сегодняшний день продуктовый ритейлер, работающий в среднем ценовом сегменте, насчитывает свыше 13,5 тыс. магазинов в 35 странах мира, из которых 244 работают в России. Компания, принципиально развивающаяся по франчайзингу, имеет сегодня 5 партнеров-лицензиатов в нашей стране, все они работают в Центральной части России, рассказал Алексей Павлов, генеральный директор Spar Russia BV. На последнем заседании совета директоров компании было принято решение увеличить сеть примерно на треть в 2011 году, до 320 супермаркетов. Экспансию предполагается осуществлять также и за счет выхода в новые регионы. «В частности, в этом году ожидается подписание договоров с тремя партнерами – в Красноярском крае и Хакасии, Челябинске, а также на Северо-Западе страны», - отметил Павлов, добавив, что для экспансии в регионах очень важен формат гипермаркета. «Головная компания Spar уже разрабатывает формат гипермаркета Spar для России, и мы надеемся открыть первый такой магазин уже в этом году», - отметил он.
Самым успешным регионом присутствия Spar в России является Средняя Волга со штаб-квартирой в Нижнем Новгороде. Здесь, по словам Павлова, работает 131 магазин сети, оборот в прошлом году составил $350 млн. В Москве и области насчитывается сегодня 38 супермаркетов. Как сообщил Сергей Иноземцев, генеральный директор объединенной компании Spar Retail, общая площадь этого подразделения торговой сети достигает 30 тыс. кв. м. Он заметил, что к концу лета 2010 года сеть в Центральном регионе находилась в достаточно плачевном состоянии по причине того, что ее магазины перестали соответствовать основной идеологии компании Spar, работающей в так называемом сегменте «гастрономического супермаркета». В результате сеть накопила существенную задолженность, исчисляемую несколькими миллионами рублей, которую поставщики попытались взыскать через суд.
Однако руководство компании приняло решение провести реорганизацию подразделения, и в сентябре 2010 года были объединены компании СВА Трейдинг и Spar Retail. По словам Иноземцева, в результате управление всеми магазинами в Москве, области, а также Владимире и Ярославле, было передано одной команде менеджеров. При этом не было изменено ни одно юридическое лицо, денежные потоки также было решено оставить разделенными. В 2011 году компания планирует открыть в Москве не более 4 магазинов. Сегодня ни по одному из них не подписаны договоры, однако по двум получены принципиальные согласия. Также будет проведен рестайлинг и реконструкция существующих объектов с тем, чтобы они соответствовали общей концепции супермаркетов сети. При этом не подходящие по формату магазины будут закрыты. Общий объем инвестиций в эти мероприятия запланирован на уровне 500 млн рублей – по 60 млн рублей в открытие и реконструкцию каждого магазина. В следующем году компания намерена открыть порядка 10 магазинов в регионе присутствия. Вместе с тем, как отметил Сергей Иноземцев, в Москве наблюдается очень серьезный недостаток качественных торговых площадей, отвечающих потребностям ритейлера.
Участники рынка коммерческой недвижимости подтверждают слова гендиректора Spar Retail. «Качественные площади на данный момент есть в основном в ТЦ, а со снижением ввода новых торговых центров дефицит таких помещений станет еще больше», - говорит Анна Данченок, заместитель директора департамента консалтинга NAI Becar. «На рынке мало свободных и хороших помещений большого формата с определенными параметрами для супермаркетов», - соглашается Марина Маркова, руководитель направления Street Retail Магазин Магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis, добавляя, что в среднем ставки аренды для супермаркета в Москве могут быть в пределах $500-600 за кв. м в год.
Все новые магазины будут открыты в рамках СП СВА-Трейдинг и Spar Retail. Их общий оборот за 2010 год составил 10 млрд рублей. В 2011 году руководство компании планирует вывести ее на операционную прибыльность. В дальнейшей перспективе планируется создать единую управляющую компанию, продолжил Сергей Иноземцев, подчеркнув, что прежде необходимо достичь положительных показателей EBITDA.
Александр Болотников, специалист по недвижимости консалтинговой компании RRG считает, что та ниша, в которой собирается развиваться Spar, практически свободна сегодня. «Есть элитные гастрономические супермаркеты «Глобус Гурмэ», супермаркеты «Азбука вкуса» и «Бахетле», несколько несетевых качественных гастрономов, вот, в принципе, и все», - резюмировал эксперт. «Если компания правильно реализует данную концепцию, в т.ч. план продвижения, который позволит потенциальным покупателям узнать о формате магазина и его преимуществах», то ритейлера ждет успех, резюмировала Анна Данченок.
Алексей Пастушин,
Арендатор.ру от 11.03.2011 г.