Современная торговая недвижимость за МКАД в течение 12 лет эволюционировала от формата специализированного торгового центра (ТЦ) до аутлет-центра. Об этом говорится в исследовании, проведенном консалтинговой компанией RRG.
На сегодняшний день в десятикилометровой зоне от МКАД действуют 42 торговых объекта, которые по своим характеристикам соответствуют понятию «концептуальные». При этом с точки зрения формата преобладают проекты с традиционной концепцией, которая предполагает одного-двух якорных арендаторов и торговую галерею. А вот с точки зрения масштаба на «примкадных» территориях представлен полный спектр: от районных до суперрегиональных ТЦ.
Несмотря на преобладание классического формата, развитие торговой недвижимости в ближайшем Подмосковье началось с открытия специализированного мебельного ТЦ «Три кита», построенного в 1999 г. в 2 км от МКАД по Можайскому шоссе и по сей день работающего в этом же формате.
А первые ТЦ широкого профиля появились лишь спустя три года. В 2002 г. было введено сразу четыре объекта: суперокружные «Капитолий Ленинградский», «Ашан Мытищи», суперрегиональный — «Мега Теплый Стан», а также премиального класса — «Крокус Сити Молл».
С этого момента начался этап бурного развития торгового сегмента в ближайшем окружении столицы. В 2003 и 2004 гг. было открыто еще по четыре ТЦ, среди которых один суперрегиональный («Мега Химки»), четыре суперокружных, два районных и один специализированный.
Последующие два года стали рекордными по количеству ввода новых ТЦ. Так в 2005 г. было открыто семь, а в 2006-м восемь объектов различного формата. Интересы девелоперов постепенно смещались в сторону более мелких ТЦ. В частности, в 2005 г. открыли всего два суперокружных объекта и пять районных, а в 2006-м — четыре районных, два окружных и один специализированный.
В последующие несколько лет объемы ввода ТЦ в десятикилометровой зоне вокруг столицы стали заметно скромнее, что свидетельствует об относительном насыщении рынка. Так, в 2007 г. было введено всего два ТЦ, а в 2008, 2009 и 2010-м — по четыре.
Впрочем, основной причиной этой «скромности» скорее всего стал кризис. В ближайшее время, как представляется, можно ожидать появления не только новых проектов, но и новых форматов. В частности, возможен выход на рынок совершенно новых для России аутлет-центров.
«Ближайшее Подмосковье — исключительно благоприятная территория для функционирования объектов торговой недвижимости самых разных форматов, — говорит генеральный директор консалтинговой компании RRG Денис Колокольников. — С одной стороны, небольшие ТЦ востребованы жителями областных городов, которые уже давно привыкли делать покупки в московских концептуальных ТЦ и с радостью воспринимают строительство аналогичных объектов в шаговой доступности. С другой — большие площадки вдоль МКАД и федеральных трасс создают предпосылки для реализации торговых мегапроектов. Целевая аудитория этих объектов в основном москвичи из ближайшего спального плотнонаселенного мегакластера, которые специально приезжают, чтобы приобрести «все и сразу» в одном месте, а также воспользоваться развлекательной инфраструктурой». Далее эксперт добавляет: «Для подмосковных жителей и тех, кто приезжает из ближайших областей, МКАД — это как бы и психологическая, и естественная преграда для въезда в Москву. Поэтому «примкадные» проекты также пользуются у них популярностью. Можно с уверенностью говорить, что ТЦ на МКАД являются центрами притяжения жителей Московского региона и даже соседних областей, где численность населения близка к 20 млн человек».
Остается добавить, что в заявленных планах девелоперов только на 2012 г. значится еще 12 концептуальных торговых центров, расположенных в десятикилометровой зоне от Московской кольцевой автодороги. А всего планируется в ближайшее время ввести 15 новых проектов.
Игорь Наумов,
журнал "Недвижимость и Цены" от 21.03.2011 г.
Игорь Наумов,
журнал "Недвижимость и Цены" от 21.03.2011 г.