Когда хожу в ТЦ за покупками, часто вижу много закрытых магазинов или пустых мест под них, а в СМИ говорят, что в Москве не хватает магазинов и торговых центров. Как такое может быть? В чем парадокс?
Денис КОЛОКОЛЬНИКОВ, генеральный директор консалтинговой компании RRG:
Парадокса нет. Есть несколько причин того, что места под магазины в ТЦ пустуют. Во-первых, в успешных торговых точках вы редко встретите пустующие площади. А вот для торговых центров с неудачной концепцией или вновь открывшихся ТЦ – это практически норма. Во-вторых, даже в успешных проектах объем пустующих торговых площадей может составлять до 5%. Это совершенно нормально. Более того, девелоперы иногда сами «придерживают» такие площади в поисках более привлекательного арендатора.
В общем, судить по количеству пустующих магазинов важно применительно к конкретному проекту, локации или конкуренции в данном кластере.
Ольга ЗБРУЕВА, руководитель департамента по работе с клиентами ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate:
Когда говорят, что не хватает торговых площадей, это значит, что не хватает помещений не вообще, а есть дефицит тех помещений, которые бы соответствовали требованиям операторов. Это означает соответствие корпоративным стандартам данных сетей: площади, формату, конструктиву, корпоративным цветам и т.д.
Если в торговом центре существуют вакантные площади, это значит, что в настоящее время либо идет ротация арендатора и ведется ремонт, либо он испытывает определенные сложности с привлечением арендаторов и востребованностью со стороны покупателей. Следовательно, есть необходимость в диагностике этих проблем и принятии решения, требуется ли объекту реконцепция, ротация арендаторов или изменения в маркетинговых планах продвижения торгового центра.
Алексей ХАРЛАМОВ, коммерческий директор компании DVI-Холдинг:
Для начала нужно выяснить несколько нюансов. Во-первых, не понятно по каким торговым центрам ходит автор строк - возможно, это не концептуальные торговые центры. Во-вторых, информация в СМИ порой имеет ангажированный характер. В-третьих, если речь идет о качественном ТРК, в котором есть пустующие площади, то, скорее всего, этот комплекс запустился недавно и данная ситуация имеет временный характер. В последнее время даже интересные, продуманные ТРК открываются не со 100%-ным наполнением, и в течение полугода-года «досдают» оставшиеся площади. Зачастую по таким «пустующим магазинам» уже есть договоренности с потенциальными арендаторами, но либо обсуждаются нюансы, либо подписывается договор, либо такое помещение уже ремонтируется под какой либо магазин.
Наталья ДАВИДЕНКО, руководитель отдела торговой недвижимости консалтинговой компании Praedium Oncor International:
В успешных ТЦ и ТРК нет вакантных площадей. Более того, на каждую площадку есть «лист ожидания» из арендаторов. Если в таком ТЦ закрыт магазин, значит, там идет ремонт, который делает новый арендатор. Срок закрытия помещения для посетителей в этом случае редко длится больше месяца.
Наличие большого количества закрытых магазинов, говорит о том, что дела у данного ТЦ идут не очень хорошо, как с точки зрения посещаемости, так и с точки зрения управления данным объектом.
Андрей ЧАМКИН, коммерческий директор компании I`M Company:
Наверное, не совсем корректно сравнивать пустующие площади в отдельно взятых ТЦ и нехватку торговой инфраструктуры в городских районах. Причинами пустующих площадей в ТЦ могут быть: слишком высокая ставка аренды, невостребованность самого объекта у целевой аудитории, нежелание собственника размещать у себя на объекте арендаторов, которые готовы туда сесть, и еще масса субъективных причин.
В то же время в Москве и ряде региональных городов присутствует очевидная нехватка торговой инфраструктуры как таковой.
Евгения БОРЗОВА, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании «НДВ – Недвижимость»:
Действительно, дефицит помещений в торговых центрах присутствует, но в большинстве случаев это характерно для ликвидных ТЦ. Высокая стоимость аренды, недочеты в концепции проекта (например, неграмотно подобранный пул арендаторов, непродуманная система зонирования и распределения потоков) приводят к таким проблемам, как пустующие помещения в ТЦ, закрытые магазины и т.д. Однако в ряде случаев потребитель сталкивается с обычным переездом арендатора. Вскоре на этом месте окажутся другие торговые операторы.
RussianRealty.ru от 20.04.2011