Проблема крупных торговых центров в Москве, особенно, в период кризиса связана не всегда только с самой концепцией, а с недостатком ритейлеров, которые могли бы заполнить сдаваемые в аренду площади.
Допустим, есть проект, где площадь торговых помещений составляет 150 тыс. кв.м. Условно половину площадей займут «якорные» арендаторы. С ними проблем возникнет меньше, поскольку при формировании полноценного пула полноформатных гипермаркетов различного профиля, преимущественно «магнитная» составляющая проекта обеспечена. (Хотя, нередки случаи, когда в одном комплексе размещаются 2 якоря одной товарной группы, и в ряде случаев это также связано с невозможность найти арендаторов.) Дополняют якорную составляющую крупные универмаги одежды, которых тоже пока немного, однако уже есть хоть какой-то выбор из основных мировых брендов.
Оставшиеся же 75 тыс. кв.м - это торговая галерея. И если площадь магазина в среднем 250 кв.м, то получается, что владельцу ТЦ надо найти где-то 300 «разных» ритейлеров. При этом всего в Москве присутствует около 700-800 брендовых сетей более-менее активных в развитии. Таким образом, собственнику нужно «поселить» у себя примерно 40% всех сетей! А ведь потенциальному арендатору комплекс может не подходить по концепции или конкретному местоположению в проекте, или его магазин уже присутствует в этом районе. К тому же, при формировании правильного tenant mix необходимо привлекать бренды приблизительно одного ценового сегмента.
Но и это количество иногда сокращается. В кризис одни ритейлеры ушли с рынка, а другие - сокращали количество магазинов, уменьшали формат. Например, испытывала проблемы сеть электроники и бытовой техники «Техносила», а один и из ее главных конкурентов – «Мир» - закрылся. Закрылась сеть товаров для дома «Домовой», оператор детских товаров «Банана мама»…
Конечно, как говорится, свято место пусто не бывает. В кризис появилось ряд новых российских сетей. Хотя пока, конечно, не понятно, насколько хорошо пойдет бизнес у этих торговых сетей и останутся ли они на рынке. Кроме того, в посткризисное время стали появляться новые западные сети, а также стали возвращаться ушедшие в кризис. Например, сеть «Бананамама», включала десятки магазинов, на ее место пришел оператор «Дети». Конечно, говорить о замещении сложно, но ниша детских товаров не пустует.
Всего же в России представлено не более 3% всех мировых сетей. Так что будем надеяться, что весьма перспективный рынок будет привлекать все больше операторов, и мы получим разнообразие в наших торговых центрах.
Генеральный директор консалтинговой компании RRG Денис Колокольников, специально для ГдеЭтотДом.РУ
24 мая 2011 года