Роспотребнадзор считает, что один из крупнейших российских ритейлеров ОАО «Седьмой Континент» не принимает мер по устранению выявленных ведомством нарушений, в связи с чем подозревает сеть в неблагонадежности.
Такой вывод ведомство сделало на основании выявленных ранее нарушений. По информации ведомства, по итогам работы в 2010 году в Управление Роспотребнадзора по городу Москве поступило 184 обращения граждан с жалобами на нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей на работу магазинов торговой сети ОАО «Седьмой Континент», которые в итоге подтвердились. В этом году ведомство Геннадия Онищенко выписало 129 постановлений. Согласно информации газеты «Известия», общая сумма штрафов составила 1,33 млн рублей. Причем, «несмотря на всю очевидность нарушений, действенных мер по наведению порядка «Седьмой континент» не принимает», возмущены в Роспотребнадзоре.
Между тем, согласно информации РБК daily, пресс-секретарь ритейлера Влада Баранова говорит, что из данного сообщения службы неясно, о каких конкретно не устраненных нарушениях идет речь. Она обращает внимание на то, что торговая сеть исполняет предписания. «Как только мы получим дополнительную информацию от ведомства, дополнительно проверим исполнение на местах», - добавила Баранова.
Действия со стороны Роспотребнадзора являются абсолютно стандартной мерой по отношению к крупным ритейлерам: чем крупнее сеть, тем больше шансов у потребителей обнаружить какие-то нарушения в работе ее магазинов. Валентина Антипова, директор по развитию NAI Becar, говорит, что в принципе, 184 жалобы за год с учетом величины ритейлера – это небольшая цифра, однако это все же означает, что менеджменту компании стоит больше внимания уделять операционной составляющей работы «Седьмого континента», а не только сосредотачиваться на планах развития ритейлера. «В худшем случае, «Седьмому континенту» грозит полное закрытие, если ритейлер и дальше будет игнорировать требования Роспотребнадзора, однако вряд ли компания будет доводить дело до столь плачевных результатов», - отмечает она.
В интернете много сообщений пользователей по поводу просроченной продукции, которой торгует ритейлер. Обычно жалобы граждан на сетевых продуктовых ритейлеров связаны с продажей товаров с истекшим сроком годности, разными ценами на ценнике и в чеке и другими подобными «огрехами», которыми страдают практически все магазины. «Все они связаны не всегда со злым умыслом, сколько с очень сложной логистикой и человеческим фактором. Поэтому я не думаю, что ситуация в «Седьмом континенте» серьезно отличается от ситуации в других сетях. В целом же данная сеть является одним из серьезных профессиональных игроков, который вышел на рынок еще в девяностые годы и в последний год продолжил развиваться (например, присоединив сеть «Мосмарт») после некоторой кризисной паузы. Скорее всего, за каждое такое нарушение ритейлер должен будет заплатить штраф», - поясняет Денис Колокольников, генеральный директор консалтинговой компании RRG.
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», полагает, что подобные словесные интервенции регулятора не могут привести к каким-либо заметным негативным последствиям для розничной сети. «Вместе с тем, мы не исключаем в этой ситуации определенных репутационных издержек. Но эти риски компания может нивелировать, оспаривая обвинения регулятора», - говорит он.
Какие меры ведомство намерено предпринимать дальше зависит от действий ритейлера. По мнению эксперта юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Сергея Горбылева, сам по себе термин «неблагонадежная компания» не несет в себе смысловой нагрузки в смысле применения каких-либо санкций в отношении такой компании. «Санкции могут быть применены по тем нарушениям, которые были выявлены Роспотребнадзором в ходе проведенных проверок. А учитывая, что за такое, например, нарушение КОАП, как «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения» возможно приостановление деятельности магазинов на срок до 90 суток, такие санкции могут причинить достаточно крупный ущерб деятельности сети «Седьмой континент». Судя по всему, «Седьмой континент» оспаривает законность вынесенных Роспотребнадзором постановлений о привлечении к административной ответственности, и ведомство, говоря о «неблагонадежности» компании, пытается воздействовать на нее, призывая к исполнению выданных предписаний», - считает юрист.
Компания остается одним из крупнейших игроков розничной торговли и, безусловно, представляет собой весьма сильного оператора и привлекательный актив. По мнению Клягина, долгое время положение компании оставалось сравнительно сложным, заметно замедлились темпы развития, на высоком уровне формировалась долговая нагрузка, снизилась информационная прозрачность. «Помимо объективного ухудшения конъюнктуры на фоне кризиса, мы связываем эти неблагоприятные факторы со сложным процессом консолидации компании под контролем единого акционера. Одновременно мы отмечаем, что в последнее время ситуация заметно улучшилась – компания провела крупную сделку M&A существенно расширив торговые площади в формате гипермаркет, анонсировала ряд новых проектов, которые будут способствовать активизации роста и расширению географии сети», - рассказывает эксперт.
Напомним, ОАО «Седьмой континент» основано в 1994 году, развивает одноименные супермаркеты и гипермаркеты. За 2010 год ритейлер открыл восемь новых магазинов. Таким образом, на конец декабря 2010 года его сеть насчитывала 145 магазинов - 134 супермаркета и 11 гипермаркетов. Основным акционером является бизнесмен Александр Занадворов. Чистая прибыль компании в 2010 году выросла на 31% по сравнению с предыдущим годом - до 1,25 миллиарда рублей.
Эльвира Шанина,
Арендатор.ру от 20 июля 2011 года