Арендные ставки в сегменте сотового ритейла выросли в среднем на 8% за полгода. О причинах роста и о том, связано ли это с недавним конфликтом «Связного» и «Евросети», рассуждали наши эксперты.
Как вы считаете, в чем причины конфликта между ритейлерами «Евросеть» и «Связной»?
Валентина Антипова, директор по развитию NAI Becar
Я не считаю эту ситуацию конфликтом, перед нами разворачивается жесткая борьба двух конкурентов, компании делят рынок и увлеченно бьются за звание лидера рынка по продажам, оборотам и т.д. Многие арендодатели в курсе этой ситуации и частенько пользуются этим, взвинчивая ставки «Евросети» и «Связному», однако напрямую на ставки остальных арендаторов это существенно не влияет.
В более мягкой форме мы можем наблюдать борьбу за самые перспективные площадки и у остальных операторов, например, среди супермаркетов продуктов или магазинов электроники, в общепите и т.д. Но пример Евросети и Связного – самый красочный и динамичный.
Дмитрий Бурлов, исполнительный директор компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ в ассоциации с СB Richard Ellis
Причина конфликта в острой конкуренции этих сетей
Илья Шуравин, директор департамента торговой недвижимости, партнер S. A. Ricci
Без комментариев
Денис Колокольников, генеральный директор консалтинговой компании RRG
Трудно говорить о причинах начала конфликта. Хотя очевидно, что это борьба двух лидеров, которая перешла некоторые «грани корректности». Возможно, мартовские снижения цен и попытки каждого из салонов отвоевать большую долю рынка послужили причиной их разногласий. Но это в принципе нормально.
Александр Вельмушкин, партнер консалтинговой компании Crystal Estate
История этого конфликта связывает давние взаимоотношения двух монополистов рынка ритейлеров сотовой техники. Конкуренция этих компаний вошла в максимально плотную фазу, одной из причин которой является то, что посткризисный рынок помещений под точки продаж сейчас оживленно растет (рост чуть менее инфляции), а хороших мест, с позиции высокого трафика практически не осталось. В такой ситуации выигрывают арендодатели, помещения которых предлагаются по хорошим коммерческим условиям, зачастую значительно превышающие рыночные.
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»
На данном этапе довольно сложно делать какие-либо определенные выводы. Такое противостояние выглядит неоднозначно. Можно резонно предполагать, что это приносит не самые оправданные издержки обеим компаниям. Заостренность заочного диалога топ-менеджмента компаний, который тиражируется средствами массовой информации и явно носит негативную окраску, является элементом маркетинговой политики. Фактически речь идет об усилении борьбы на фоне постепенного насыщения рынка.
Станислав Титоренко, руководитель отдела аренды коммерческой недвижимости компании Delta Estate
Без комментариев, так как нет сведений по данному вопросу.
Возможно ли урегулировать конфликт и как это отразиться на арендных ставках?
Валентина Антипова
На мой взгляд, рано или поздно конфликт утихнет сам собой тем или иным образом – либо кто-то из игроков окончательно закрепит свою позицию, либо кто-то просто перестанет бороться.
Дмитрий Бурлов
Урегулировать конфликт лучше до начала боевых действий, а поскольку война уже началась, то в ней кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть. Я думаю, что это может отразиться на арендных ставках на помещения, за которые идет война. В целом, по рынку это вряд ли что-то изменит.
Илья Шуравин
Я считаю, что взаимоотношения между ритейлерами не могут оказывать какого-то значительного влияния на рост или снижение арендных ставок. Сотовому ритейлу нужны небольшие помещения, от 30 до 60 кв.м, а порой и от 15 кв.м. Претендентов на такие площади много, и цена на них высока.
Затраты на аренду у сетевиков сотовой связи вполне могут составлять от 30 до 40% от общих затрат.
Денис Колокольников
Не думаю, что это как-то значительно отразиться на ставках в целом по рынку. В противном случае, сотовые салоны будут просто отказываться от мест. К тому же, помимо ставок, есть еще и конкуренция, вот как раз сотовики «платят» одни из самых высоких ставок и собственник может воспользоваться этой борьбой.
Дело в том, что арендные ставки регулируются рынком, но при этом они отличаются в зависимости от вида деятельности. Но в целом, арендаторы не могут ориентироваться только на один сегмент ритэйла. Если в данной локации уже «сидят» все конкуренты, то уровень арендных ставок на другие площади определяются спросом других сегментов.
По исследованию, проведенному консалтинговой компанией RRG в 2010 году основными арендаторами помещений стрит-ритэйла являются представители общепита и розничные отделения банков. Также в тройку лидеров входят операторы розничной торговли одеждой и обувью. Далее следуют предприятия сферы услуг, а также различные магазины, в том числе продуктовые, салоны сотовой связи, ювелирные и магазины бытовой техники.
Александр Вельмушкин
В ближайшее время урегулировать конфликт вряд ли удастся, так как впереди осень, как период сезонного повышения цен на недвижимость. На столь динамично развивающемся рынке недвижимости интересы монополистов будут пересекаться все чаще, тем самым сталкивая их лбами. Дополнительно к этому можно сказать, что компания ОАО «Вымпелком» (49,9% акций «Евросети») не однократно заявляла, что в этом году планирует масштабное развитие точек продаж под брендом «Билайн». Этот факт также говорит о том, что экспансия «Евросети» на рынке будет продолжаться.
Максим Клягин
Трудно прогнозировать, но что касается возможных кардинальных изменений позиций основных игроков, то мы обращаем внимание на то, что интерес сотовых операторов к розничному сегменту по понятным причинам остается весьма высоким. В связи с чем, несомненно, нельзя исключать дальнейшего развития процессов консолидации рынка.
Станислав Титоренко
По поводу урегулирования конфликта сложно сказать, поскольку у нас нет четкого понимания, в чем он заключается.
Что касается арендных ставок, то их постоянное ежегодное увеличение в формате стрит-ритейла является уже закономерностью. В сегменте сотового ритейла они растут быстрее (процентов на 15-20), поскольку это всегда «топовые» места с самым высоким пешеходным трафиком. Конфликт в данном случае может сыграть на руку арендодателям, которые сдадут в аренду свои помещения тому арендатору, который предложит более выгодные условия. Если рост арендных ставок будет приемлемым, то ничего особенного не произойдет, потому что «исторически так сложилось», что сотовые ритейлеры платят за помещения большую арендную ставку по сравнению с другими игроками рынка.
В чем вы видите основные причины роста арендных ставок в этом сегменте?
Валентина Антипова
По моему мнению, ситуация «Евросети» и «Связного» напрямую не влияет на рост ставок – это дележ рынка двух крупных игроков и касается только конкретных переговоров с этими двумя компаниями. Только непрофессиональные арендодатели делают ошибочный вывод, что на фоне этой борьбы такие же ставки можно запрашивать у остальных операторов в других товарных категориях. Этот сегмент (мобильная связь и телефоны) всегда отличался высокой конкуренцией и как следствие высокими арендными ставками, есть повышенный спрос – есть завышенное предложение.
Дмитрий Бурлов
Ставки сейчас растут во всех сегментах.
Илья Шуравин
Основную причину роста ставок как в сегменте сотового ритейла, так и в стрит-ритейле в целом нужно искать в массовом сносе торговых киосков и палаток в Москве осенью прошлого года. Во время этой компании ряд объектов помещений был демонтирован, и арендаторы вынуждены были либо прекратить деятельность, либо переместиться в другие помещения. Выросший спрос повлек за собой повышение арендных ставок. Не следует забывать и о том, что до кризиса наблюдается регулярный рост ставок в стрит-ритейле, теперь этот сегмент активно восстанавливается.
Денис Колокольников
Последнее время существует устойчивый тренд на рост цен на рынке торговой недвижимости в целом и в сегменте стрит-ритейла в частности.
Сегмент стрит-ритэйла всегда был востребован. Даже в кризисное время, когда все «ужимали» расходы на аренду, стрит-ритэйл пользовался популярностью. Особенным спросом отличаются «топовые» объекты, которые находятся в большем дефиците. Да и в принципе, наблюдается дефицит качественных помещений в этом сегменте. Соответственно, стабильно высокий спрос на данные объекты не может не влиять на уровень арендных ставок.
Средние ставки предложения в аренду по данным консалтинговой компании RRG на торговые помещения внутри Садового Кольца в июле выросли на 3% по сравнению с февралем (февраль - 1614 $ за кВ.м/г., июль – 1663 $ за кВ.м./г.)
Александр Вельмушкин
Выделю две причины. Во-первых, данный сегмент был всегда наиболее уязвимым и зависимым от экономической ситуации в стране, так как делился между малым бизнесом и крупнейшими сетевиками. Общее оздоровление экономики РФ привело к росту спроса во всех секторах недвижимости, не исключая этот.
Во-вторых, и об этом действительно приходится говорить, рост стоимости аренды в данном сегменте начался по причине резко возросшего, и не собирающегося остывать, спроса со стороны крупнейших сотовых ритейлеров. Борьба двух гигантов, как говорилось ранее, идет на пользу собственникам такого рода помещений, так как в результате этого они могут манипулировать ставками, исходя уже из своих коммерческих интересов, а не общими рыночными трендами.
Максим Клягин
В целом нельзя исключать, что подобная острая конкуренция компаний за локации, которая к тому же поддерживается и в публичной плоскости, действительно, способствует росту ставки аренды на торговые объекты стрит-ритейла. Но мы полагаем, что процесс скорее носит локальный характер
Станислав Титоренко
Постоянно растущий спрос и дефицит предложения. Помещения 30-60 кв.м. на «топовых» местах в формате стрит-ритейла или в торговых центрах в точках пересечения основных покупательских потоков всегда будут популярны, и арендные ставки здесь будут гораздо выше средних, сейчас это 1700-4000 $ за кв.м.в год.
Арендатор.ру от 04.08.2011 г.