Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) правительства Петербурга разрешил ОДЦ «Охта» строительство общественно-делового комплекса в Лахте с высотной доминантой до 500 м и стилобатом высотой 100 м.
«Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части, касающейся увеличения максимальной высоты зданий, строений и сооружений до 500 м для объекта капитального строительства на земельном участке площадью 139401 кв. м. по адресу: Санкт-Петербург, Лахтинский проспект, дом 2, корп. 3, лит. А», — говорится в сообщении ЗАО Общественно-деловой центр «Охта».
«Лахта-центр» реализуется как пилотный проект комплексного развития территории и создания за чертой городской застройки Петербурга мини-города – обособленного района для жизни и работы.
Месяц назад стройку одобрила Комиссия по землепользованию и застройке. Основной претензией градозащитников было то, что не был представлен анализ влияния доминанты на исторические здания. Получение разрешение от КГА фактически означает, что инвестор может приступать к проектированию. Затем предстоит получить разрешение на строительство и непосредственно начать работы.
Как заявил в июле гендиректор ЗАО «ОДЦ «Охта» Александр Бобков, возведение объекта может начаться уже в следующем году, а полностью построить Лахта-центр планируется к 2018 году. Проектом занимаются архитекторы и другие специалисты британское бюро RMJM. До 2012 года планируется урегулировать все организационные моменты и завершить стадию проекта. На первом этапе строительства инвестором выступит «Газпром», затем планируется привлечь соинвесторов.
Проект вызвал широкий общественный резонанс. Политики и общественные деятели не прекращают споры о целесообразности строительства. Во время экономического форума, как писала «Фонтанка.ру», глава «Газпрома» Алексей Миллер и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко представили президенту Дмитрию Медведеву проект нового центра. Ему понравилось то, что он увидел. «Все отлично – работайте», - сказал президент. До сих пор борьбу продолжают оппозиционеры. 3 августа 2011 года Калининский районный суд Санкт-Петербурга начал рассматривать дело по заявлению членов «Охтинской дуги» Елены Епифановой и Елены Малышевой об оспаривании действий комитета по градостроительству и архитектуре Санкт–Петербурга, «обеспечивающих разрешение на 500-метровую высоту «Лахта центра».
Проект является знаковым, в том числе и с точки зрения архитектурного облика города. Александр Волошин, руководитель отдела инвестиционного консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate в Санкт-Петербурге, считает, что здание Газпрома это новый, мировой уровень современной архитектуры, который ранее не реализовывался в нашем городе. Существует три возможных пути современного развития архитектуры исторических городов. Первый путь – это путь Рима, где современная застройка недопустима в принципе. Второй путь – путь Парижа, где новое строительство возможно вкраплениями. Третий путь реализован в Лондоне, где строить можно все практически в любой его части. Чтобы понять допустимость или недопустимость тех или иных архитектурных форм в центре Петербурга, надо понять, по какому из этих путей идет наш город. Пока четкого представления, похоже, нет. Но по нашему мнению, ориентироваться следует на Париж. Появление высотной доминанты за пределами исторического центра города находится именно в этом ключе развития.
Денис Колокольников, генеральный директор консалтинговой компании RRG, также отмечает, то, что проект знаковый. «И в первую очередь это означает децентрализацию относительно Москвы, о которой столько говорится в последнее время», - поясняет он.
Петербург обладает большими уникальными панорамными видами с водными пространствами, это очень большая редкость для исторических городов Европы. «Именно для сохранения панорамных видов было введено понятие высотной линии. Но ее соблюдения недостаточно. Прецедент строительства здания высотой 500 метров не вызовет волну подобных проектов, так как их реализация под силу только серьезному инвестору, как с точки зрения стоимости строительства, так и в вопросах согласований проекта. Проект «Газпрома» - это символичный объект странообразующей компании», - поясняет Волошин.
Как говорят «на вкус и цвет товарищей нет», поэтому этот проект так и привлекает внимание общественности. «Думаю, что этот объект будет хорошо смотреться на береговой линии, тем более что это окраина города. Учитывая то, что строительство объекта рассматривала специальная комиссия, значит, они сочли, что данная высота здания в этом месте позволительна. Главной сложностью проекта является необходимость учесть транспортную инфраструктуру. Такой крупный комплекс усложнит ситуацию на дорогах, поэтому движение транспорта нужно продумывать заранее. Если говорить о плюсах проекта, то, безусловно, в Санкт-Петербурге есть необходимость строительства масштабных проектов, каждый из которых изначально может привлекать к себе общественный интерес», - говорит Илья Андреев, управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге.
А вот Денис Колокольников, считает, что в исторический архитектурный облик города подобный проект, конечно же, не впишется. «Что называется, «по определению». А вот в будущий облик северной столицы - вполне возможно. Ведь это уже будет нынешней администрацией: какой будет город Санкт-Петербург в будущем», - говорит эксперт.
Превышение норм по высоте почти в 17 раз вполне может спровоцировать строительство других объектов Санкт-Петербурга и Москвы в подобном стиле, но специалисты советуют не торопиться с выводами. «Этот случай, безусловно, прецедентный. Но при этом понятно, что данное разрешение на строительство действительно только в конкретном случае, а не «в принципе». Поэтому автоматически увеличение числа подобных объектов это не повлечет. Собственно, особой необходимости в масштабном проекте типа московского «СИТИ» в Санкт-Петербурге нет», - уверен Колокольников.
Строительство небоскреба можно рассматривать как начало комплексного развития территории. Александр Волошин считает, что «Газпром» может принять финансовое участие в инженерной подготовке территории, куда в дальнейшем потянутся частные инвесторы. Это даст импульс для реализации новых современных объектов коммерческой и жилой недвижимости, которых в первую очередь коснется повышение цены в силу изменения статуса территории и улучшения ее транспортной доступности. « Что касается транспортной ситуации, то трассы ЗСД и КАД проходят на некотором удалении от планируемого делового центра «Газпрома», но завершение работ на этих объектах заметно упростит задачу улучшения транспортной доступности района Лахты. «К тому же расположение делового центра на набережной дает дополнительную возможность решения транспортной проблемы, используя водный путь, в частности, организовав дополнительный маршрут водного такси», - поясняет эксперт.
Эльвира Шанина,
Арендатор.ру от 05.08.2011 г.