Несмотря на переизбыток предложения торговых помещений формата street-retail в целом по Москве, некоторые районы страдают от недостатка магазинов, особенно небольших магазинов по продаже предметов первой необходимости. По данным департамента торговли и услуг Москвы, хуже всех приходится жителям Восточного(103 кв. м на 1000 человек), Капотни(239 кв. м), Бескудникова(238 кв. м), Нагатинского затона(250 кв. м).
«Из-за неразвитости местной инфраструктуры микрорайонов единственным местом, где можно купить все, считаются крупные торговые центры, в которых москвичи вынуждены делать даже повседневные покупки», — говорится в разработанной департаментом совместно с«Опорой России» концепции развития розничной и оптовой торговли в столице. Концепция была опубликована в конце июня на сайте правительства Москвы, сейчас она обсуждается и дорабатывается, рассказывает Андрей Васюткин, и. о. руководителя отдела исследований и консалтинга компании«Магазин магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis».
Большую часть предложения для мелких арендаторов составляют переведенные в нежилой фонд квартиры, которые не отвечают требованиям современной торговли, говорит Ирина Рачевская, старший консультант отдела торговой недвижимости Cushman&Wakeield. Ставка аренды при этом предельно высокая, продолжает она, плюс ритейлеры вынуждены оплачивать подсобные помещения как полноценную торговую площадь.«Помещений, которые бы отвечали всем требованиям качества, в Москве крайне мало», — вторит коллеге Марина Маркова, руководитель направления street-retail«Магазина магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis». Ее компания предлагает мелким торговцам более 300 помещений суммарной площадью, превышающей 150 000 кв. м. Самый востребованный и дефицитный размер, отмечает Маркова, 100-150 кв. м.
По данным консалтинговой компании RRG, в июле минимальная ставка аренды в сегменте street-retail составила $187 за 1 кв. м в год. По такой цене сдавалось помещение площадью 1554 кв. м у станции метро«Первомайская». Самое дорогое предложение — 98 кв. м у метро«Кузнецкий мост»($6422 за 1 кв. м в год).«Из-за высоких ставок торговые площади используют самые платежеспособные арендаторы(бутики ювелирных украшений, одежды-обуви и т. д.), при этом наблюдается нехватка необходимых населению магазинов: продуктовых, детских товаров, ателье, даже аптек», — резюмирует Рачевская.
Наталья Самарина,
Ведомости от 24.08.2011 г.