Программа развития торговли в городе вынесена на общественное обсуждение
В ближайшие пять лет общая площадь торговой недвижимости в Москве должна вырасти вдвое. Это предусмотрено программой развития оптовой и розничной торговли, которую столичные власти вынесли на общественное обсуждение.
Наряду с крупными торговыми центрами в столице появятся небольшие семейные магазины. Однако не все эксперты согласны с необходимостью резкого увеличения числа предприятий торговли.
Торговля является одной из системообразующих отраслей Москвы. Ежегодный товарооборот в этой сфере оценивается в 3 трлн рублей, поступления от магазинов и торговых центров составляют солидную статью доходов городского бюджета, а на различных торговых предприятиях занято порядка 1,3 млн горожан. «Судя по этим цифрам, ситуация в торговле, казалось бы, благополучная, но на самом деле это совсем не так», - заявляет мэр столицы Сергей Собянин. Городские власти подсчитали, что в Москве на тысячу жителей приходится 695 кв. метров торговой недвижимости, в то время как в Европе этот показатель составляет 1,4-1,5 тыс. кв. метров.
Распределены торговые точки по территории Москвы крайне неравномерно. Более половины всех магазинов (52%) сосредоточены в Центральном административном округе, в то время как на периферии торговых предприятий катастрофически не хватает. «Если сопоставить ЦАО, например, с СЗАО, то торговых площадей на северо-западе окажется в три раза меньше», - подчеркивает градоначальник. Не лучше обстоят дела в других отдаленных районах. К примеру, в Северном Тушине обеспеченность торговыми площадями составляет 303 кв. метра на тысячу жителей, в Новопеределкине - 320 кв. метров, в Нагатинском затоне – 250 кв. метров, в Бескудникове - 238 кв. метров, в Капотне – 229 кв. метров, в поселке Восточный и вовсе 103 кв. метра. Отсутствие оптимальной логистической схемы создает дополнительные проблемы на столичных магистралях. «С учетом того, что основная торговля находится в ЦАО, нетрудно предположить, что все население периодически съезжается туда за покупками, а потом разъезжается по домам, что приводит к образованию огромных пробок», - говорят в столичном правительстве.
В городской администрации убеждены, что дефицит торговых площадей в итоге отражается на конечной стоимости товаров. «Из-за нехватки магазинов в городе сложилась высокая арендная плата торговых площадей, что, в свою очередь, напрямую влияет на цены», - говорит мэр Москвы. По оценкам экспертов, за год - с июня 2010 года по июнь 2011 года - ставки арендной платы торговой недвижимости в исторической части города увеличились на 19% и достигли в среднем $1529 за кв. метр. По данным Colliers Internationale, первое место в ЦАО прочно удерживает Тверская улица, где арендаторы платят за квадратный метр до $7410. В исследовании Russian Research Group (RRG) отмечается, что за пределами Садового кольца цены растут еще быстрее - на 23% в год - и сегодня составляют в среднем $758 за кв. метр.
Ликвидировать отставание от мировых столиц московские власти планируют в течение ближайшей пятилетки. Основные параметры развития отрасли заложены в подпрограмме «Торговля столицы» на 2012-2016 годы, общественное обсуждение которой началось на минувшей неделе. В соответствии с этим документом в столице будут создаваться благоприятные условия для разнообразных форматов торговой деятельности. «Нам необходимо оказывать содействие всем секторам торговли, начиная от мелкорозничной и заканчивая сетевой. Они должны не противоречить, а дополнять друг друга», - заявил на слушаниях Сергей Собянин.
Вместе с тем эксперты рынка отмечают, что большие по площади торговые центры строятся в Москве достаточно активно практически во всех округах, за исключением ЦАО, где их сооружение было запрещено. По данным консалтинговой компании Praedium Oncor International, в первом полугодии 2011 года в городе было введено в эксплуатацию около 180 тыс. кв. метров торговой недвижимости, причем львиная доля приходится на крупноформатные объекты. К примеру, в открывшемся в ММДЦ «Москва-Сити» комплексе Afimall City (прежнее название - Mall of Russia) общей площадью около 200 тыс. кв. метров торговые помещения занимают 114 тыс. кв. метров. В ТЦ «Планерная» торговая площадь составляет 14,8 тыс. кв. метров, в ТЦ «Северное сияние» - 12,3 тыс. кв. метров ТЦ «МонАрх» - 10,8 тыс. кв. метров.
Еще несколько торговых центров появятся в городе в ближайшее время. Крупнейшим из них, по данным портала Моллы.ру, станет торгово-развлекательный комплекс (ТРК) «Ривер Молл». Этот комплекс, анонсированный еще в 2006 году, строится на Третьем транспортном кольце, недалеко от станций метро «Автозаводская» и «Тульская». Открытие ТРК общей площадью 258 тыс. кв. метров (арендная - 90 тыс. кв. метров) запланировано на четвертый квартал 2011 года.
В декабре текущего года на границе Южного и Северного Тушина, недалеко от МКАД, будет открыт многофункциональный комплекс «Калейдоскоп». Общая площадь объекта составит около 120 тыс. кв. метров (торговая - 41 тысяча «квадратов»). Крупный торгово-развлекательный центр «Отрада» планируется сдать в эксплуатацию осенью на Пятницком шоссе (район Митино). Его общая площадь составит 85 тыс. кв. метров (торговая - 70 тысяч «квадратов»). В числе якорных арендаторов объекта заявлены «О’Кей», MediaMarkt, Castorama и другие.
«Зачастую именно мегамоллы формируют торговую сеть отдаленных районов, в то время как небольшие торговые центры и магазины там отсутствуют», - говорит заместитель руководителя департамента торговли и услуг Москвы Никита Кузнецов. «Новые центры открываются, уже будучи заполненными арендаторами на 70-90%, и места несетевым предприятиям в них, как правило, нет», - сетуют в объединении малого и среднего бизнеса «ОПОРА России». По оценке «ОПОРЫ», доля мегамоллов площадью более 100 тыс. кв. метров в общем объеме новых ТЦ за последние годы выросла в Москве с 40% до 80%, а средняя площадь новых торговых центров увеличилась с 55 тыс. кв. метров до 150 тыс. кв. метров.
В конце июня городские власти совместно с «ОПОРОЙ России» подготовили концепцию, которая предусматривает сооружение в Москве компактных центров торговли площадью до 5 тыс. кв. метров. «В среднем такую площадь занимает стандартный магазин сети «Перекресток», - говорит директор департамента торговой недвижимости Panny Lane Realty Алексей Могила. Кроме того, в столице должны появиться такие нетрадиционные форматы торговли, как семейные магазины. Это должны быть небольшие по площади торговые помещения, находящиеся в собственности и передаваемые по наследству. «Обстановка в магазине почти домашняя, дизайн - в соответствии со вкусом хозяев и местной публики. За прилавком - хозяин и его родственники, к покупателям индивидуальный поход, так как почти все они уже знакомы владельцу лавки. Ассортимент имеет свои изюминки и не повторяет набор продуктов сетевого супермаркета» - так описывают семейный магазин авторы концепции.
Магазины «шаговой доступности» станут альтернативой уличным ларькам и палаткам, которые по решению городских властей оказались фактически вне закона. Помещения под небольшие торговые центры и семейные мини-магазины представители малого бизнеса предлагают размещать на первых этажах новостроек. «В принципе, я думаю, это реализуемая вещь. Я дам поручение Москомархитектуре, чтобы при проектировании жилых домов была предусмотрена такая возможность», - заявил Сергей Собянин.
Торговые площади небольшим предприятиям предполагается предоставлять на общих основаниях. Причем с идеей отказа от преференций выступили сами предприниматели. «Порядка 80% помещений, полученных по льготным ставкам, используется не по назначению, а цены в таких магазинах не ниже, чем у конкурентов», - подчеркивает вице-президент «ОПОРЫ России» Владлен Максимов. Вместо этого, по мнению разработчиков концепции, необходимо оказывать прямую поддержку малоимущим покупателям - ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, к примеру, выдавая им дисконтные электронные карты на покупку товаров первой необходимости.
Мнение москвичей и участников рынка о перспективах развития торговой отрасли городские власти выслушают до конца августа. В горадминистрации пообещали учесть замечания как представителей крупных сетевых компаний, так и мелкого бизнеса. Однако ряд экспертов предлагает не форсировать массовое строительство магазинов и торговых комплексов. К примеру, и.о. руководителя отдела исследований «Магазин магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis» Андрей Васюткин полагает, что Москве не нужно такое количество площадей, как в Европе. «Если в ближайшие годы обеспеченность торговыми помещениями возрастет до 1,5 тыс. кв. метров на тысячу жителей, то пустовать будет порядка 30% площадей», - считает эксперт.
Елена Егоршина,
Московская перспектива от 02.08.2011 г.