В далекие советские первой и главной ассоциацией слова «рынок» были частные огородники, а также колхозники. В те времена люди ехали на рынок просто закупаться необходимыми продуктами (молоко, овощи, мясо), по этой причине рынок тех времен скорее можно назвать базаром.
СССР канул в Лету и теперь, кроме привычных колхозных рынков сейчас есть гора иных: вещевые, автомобильные, по продаже бытовой техники. Самую большую площадь, согласно статистики, занимают строительные рынки.
Основные плюсы и минусы.
О том, что такое стройрынок, думаю, известно всем. При этом о строительных рынках, как и о других рынках, ходит огромное количество слухов, как положительных, так и отрицательных. Бесспорно, готовый сруб дома в магазине не купишь. Главными отличиями стройрынков и преимуществами от магазинов по продаже строительных материалов являются низкая арендная плата за кв.м., огромный выбор продукции, а также большое количество продавцов разных профилей.
Если рассматривать рынок с иной стороны, то порой предпочтешь сходить в строительный магазин, чем купить на рынке, поскольку не каждый продавец на данном рынке вежлив, как и товар качественен, а самое главное – здесь господствует суета.
Такое положение вещей власть давно перестало устраивать. В недалеком 2007 верхи кричали о том, что стихийным рынкам придет конец, на смену им придут цивилизованные строительные павильоны и комплексы. Время идет, что-то меняется, но рынков, несмотря на то, что стройцентров в стране достаточно,меньше не становится. Тот же «Каширский двор» уже пустил свои филиалы.
Если раньше строительные рынки действительно можно было назвать стихийными, сейчас данное определение явно неуместно. За последнее время продавцы строительных материалов поменяли подход в работе. Некоторые просто перебираются в павильоны, а другие перемещаются в ТЦ, воздвигаемые на территории самого рынка. Как поведал Денис Колокольников (гендиректор консалтинговой компании “RRG”) в комплексе «Люблинское поле» торговлю решили перевести на современный уровень, для этого будет введена единая дисконтная система. Рынок развивается, а не стоит на месте, поскольку последнее означает проигрыш перед гипермаркетами, которые норовят вытеснить все.
Категории рынков.
В столице, как и впрочем, недалеко от МКАД, хватает специализированных рынков, которые можно разделить на 3 группы. В первую группу попали большие торговые площадки под открытым небом, владельцы которых в последнее время начали потихоньку перебираться под крышу;иными словами наблюдается явный переход к цивилизованному формату.
Сеть рынков «Каширский Двор» - самая известная сеть павильонов, которая попадает в первую группу. «Каширский Двор» завоевал популярность низкими ценами и огромным ассортиментом товаров. Кстати, один из рынков данной сети как-то был даже отмечен верхами как образцово-показательный.
Подмосковный рынок «Синдика» также пользуется большой популярностью. 10 гектаров рынка забито до отказа продукцией отечественных и зарубежных производителей. Особенностью данного рынка является то, что товар можно покупать, не выходя из авто.
Рынок «Владимирский тракт» также в народе именуют торговым центром, что расположился на выезде из Москвы и функционирует уже 16 лет.
Рынок «Дмитровский Двор» чуть более, чем за десятилетие успел разрастись до крупнейшего оптово-розничного рынка столицы. Впрочем, подобное развитие очевидно, поскольку добраться до него можно со всех сторон (и по Ярославскому шоссе, и по Дмитровке, и по МКАД, а также по Ленинградскому шоссе), плюс ко всему рынок расположился рядом с Северным речным портом. Иными словами торговля на данном рынке идет на «ура».
К первой категории рынков также относятся: «Люблинское поле», ОАО «Мытищинская ярмарка», ярмарка на пересечении 41-го км МКАД и Калужского шоссе, а также ряд иных рынков под открытым небом, только все они не такие крупные, как перечисленные выше.
Почти все подобные рынки и ярмарки расположились за территорией МКАД и рассчитаны они исключительно на жителей загородных поселков и дачников. Если на продуктовый или строительный рынок зайдет владелец элитного жилья, это будет более, чем случайность.
Вторая группа включает в себя узкоспециализированные рынки, где качество товара не вызывает сомнения. «Экспострой» на Нахимовском пр., «Эксподизайн» на Фрунзенской набережной именно к данной категории рынков и относятся.
К третьей группе по мнению генерального директора консалтинговой компании “RRG” относятся гипермаркеты и выставочные комплексы (“Castorama”, Леруа Мерлен», «М2»).
Весьма часто бывает такое, что на месте старых стихийных рынков возникают строй- комплексы. Так, например, торговый центр «Метрополис» именно так и возник. Стиранию стихийных рынковс лица земли также способствуют западные операторы, которые выступают за цивилизованную продажу строительных материалов.
Дилеры и производители.
Производители стройматериалов стихийные рынки посещают редко. Именно от дилеров на рынки попадают цемент, камень, кирпич. Те, кто только начинают свой строительный бизнес закупают у завода производителя пару контейнеров извести и отправляются на рынок, и именно с контейнера и распродают известь.
Директор департамента торговой недвижимости “Penny Lane Realty” Алексей Могила, например, уверяет, что начать собственную торговлю на рынке очень просто. Нужно обратиться в дирекцию рынка с необходимым пакетом документов, заключить договор либо на покупку места, либо на его аренду, либо на продажу товара прямо из машины. На строительных рынках добиться разрешения на продажу действительно просто.
Компании, специализирующиеся на продаже сантехники, дверей, окон, электроинструмента, стараются сами бронировать себя места или в супермаркетах или на ярмарках. При этом на одном и том же рынке у данных компаний может быть несколько своих точек.
На обычном комплексе рыночной недвижимости основное место занимают лотки, павильоны, магазины, палатки. К временным сооружениям относятся те помещения, площадь которых больше 15 кв.м. А капитальные сооружения невыгодно как строить, так и арендовать собственникам стихийных рынков и арендаторам помещений.
Во-первых, возведение капитального сооружения требует приличных вложений, в отличие от той же палатки или лотка.
Во-вторых, проверяющим инстанциям почти ничего не придется объяснять и доказывать. Хотя бы с точки зрения пожарной безопасности, требования которой существенно разнятся к временным и капитальным сооружениям.
Например, согласно закону, в торговой палатке достаточно установить электросигнализацию, а капитальные сооружения обязательно должны быть оборудованы системой пожаротушения.
Но строительный рынок – это не только торговые лотки и палатки, где продаются только строительные материалы. На территории любого рынка есть свои кафе, офисы, стоянки для автотранспорта, службы сервиса (резка стекла, ремонт замков, изготовление ключей). Так, на любимой многими «Синдике» есть сеть кафе, отделение банка, служба безопасности. И «Синдика» постоянно совершенствуется, создавая в этом формате дополнительные рабочие места.
Что касается арендных ставок, то выгоднее арендовать место за территорией МКАД, поскольку ставки действительно мизерны (500 руб.кв.м./мес.). Столь низкая арендная плата объясняется тем, что на загородных рынках долгосрочные отношения не получили распространения.
В столице, например, квадратный метр в палатке, продающей гайки и шурупы, будет стоить около 1 500 руб. А.Могила уверяет, что торговая точка в столице, площадью 7-15 кв.м., обойдется арендатору в 120-250 тысяч рублей за месяц. При этом данная сумма размыта, поскольку на нее решающее значение оказывают такие параметры как проходимость, месторасположение точки, а также популярность самого торгового центра.
Цивилизованный выбор.
Несмотря на то, что рынков пока меньше не становится, думаю, что рано или поздно их количество существенно сократится, но речь идет не об их тотальном исчезновении. Почему так? Потому что рынки представляют интерес и для сетевых компаний, и для малых фирм, основной специализацией которых является продажа конкретных инструментов и стройматериалов. Так, например, когда строительный рынок рядом с м. «Семеновская» был ликвидирован, почти все продавцы перебрались во «Владимирский тракт», лишь немногие из выселенных начали арендовать места в ТЦ.
Дилеры останутся на рынках, а вот производители уже начинают перемещаться в торговые центры. Для подобных магазинов выгоднее всего покупать земельные участки, что и делают новые компании (например, компания “КЕSКО”).
Все написанное выше еще раз подчеркивает то, что арендодатели не уменьшаются, но растет спрос на приличные точки по не заоблачным ценам.
Дмитрий Ларионов,
Zem.ru от 28.09.2011