Две крупнейшие в России сети бытовой техники и электроники так и не смогли договориться о слиянии. Переговоры между владельцами «М.Видео» и чешской PPF Group, контролирующей «Эльдорадо», завершились безрезультатно. Эксперты считают, что если бы объединение все же произошло, то конкурировать с таким «монстром» было бы практически невозможно.
Слухи о возможной консолидации двух ритейлеров появились еще в конце весны текущего года. Одной из возможных схем слияния мог бы стать обмен акциями, в результате которого контроль в объединенном бизнесе получила бы чешская PPF. В начале сентября Александр Тынкован, президент и совладелец «М.Видео», сообщил, что создание единой компании было бы «наиболее разумным» вариантом развития розничного рынка в сегменте бытовой техники и электроники в ближайшие три года. «Учитывая, что наш бизнес достаточно сложный и не является высокомаржинальным, консолидация и оптимизация затрат на бренд имеет экономический смысл», - заявил тогда господин Тынкован.
Однако объединение «М.Видео» и «Эльдорадо» все же не состоится, пишет газета «Коммерсант». По итогам консультаций между акционерами «М.Видео» и PPF было принято решение, что компании будут развиваться самостоятельно. Источники газеты сообщают, что стороны разошлись в оценке бизнеса «М.Видео», владельцы которой считают, что компания должна стоить дороже, чем на бирже. С такой версией согласна Валентина Антипова, директор по развитию NAI Becar. «Думаю, что «М.Видео» более сильный игрок, чем «Эльдорадо», и оценил свою долю участия в будущей совместной компании выше ожиданий и доли «Эльдорадо», - говорит она. Дмитрий Волков, директор департамента проектного брокериджа, консалтинга и оценки Praedium Oncor International, считает, что причиной отказа от сделки стала не какая-то одна причина, а комплекс различных спорных моментов, в том числе и оценка стоимости бизнеса М.Видео.
«М.Видео» – крупнейшая по выручке сеть электроники и бытовой техники в России, имеет примерно 250 магазинов в более чем 100 городах. Контролирующими акционерами являются основатели компании Александр Тынкован, Михаил Тынкован и Павел Бреев. Эксперты, опрошенные порталом Арендатор.ру, сходятся во мнении, что «М.Видео» - безусловный лидер своего сегмента, а «Эльдорадо» занимает второе место. По данным исследования рынка бытовой техники и электроники, проведенного консалтинговой компанией RRG в 94 городах России, общая торговая площадь магазинов бытовой техники и электроники, распложенных в исследуемых городах, поделена между шестью основными игроками рынка, среди которых на долю «М.Видео» приходится 24%, а «Эльдорадо» - 21%. По оценке госпожи Антиповой, ориентировочная стоимость бизнеса «М.Видео» составляет $3 млрд.
«М.Видео» - это лидер данного рынка. Когда лидер объединяется с более мелкой компанией, это больше похоже не на слияние, а на поглощение. Думаю, выгода такого поглощения в увеличении доли, чтобы никто из остальных игроков уже не догнал «М.Видео», и в некой диверсификации бизнеса, связанной с тем, что «Эльдорадо» работает в более дешевом и меньшем сегменте», - объясняет Валентина Антипова.
По словам Дмитрия Волкова, в целом, сейчас есть определенный вектор на укрупнение бизнеса, не только в рознице. «В случае объединения компаний конкурировать с таким «монстром» было бы практически невозможно», - говорит он.
Теоретически сеть «М.Видео» могла бы поглотить любую компанию из своей отрасли, считает Денис Колокольников, генеральный директор компании RRG. «И это объединение привело бы к тем или иным позитивным для ритейлера последствиям. Однако, такого эффекта для дальнейшего развития компаний, как слияние двух лидеров, никакое другое объединение не даст», - уверен эксперт.
«Не думаю, что для «М.Видео» есть альтернативы. На данный момент конкуренты не способны догнать ритейлера. Также пока нет никаких предпосылок для продажи «М.Видео» какому-то мировому игроку. Слияние с какой-то сетью для привлечения дополнительных инвестиций в развитие в их ситуации тоже не кажется возможным и необходимым в ближайшее время», - полагает госпожа Антипова.
Чешская PPF Group стала совладельцем «Эльдорадо» в 2009 году, когда вместе с итальянской страховой группой Generali она подписала соглашение о конвертации части кредита «Эльдорадо» в контрольную долю в сети и доли в личных девелоперских проектах ее основателя Игоря Яковлева. В августе 2011 года PPF консолидировала 100% «Эльдорадо», выкупив 50% минус 1 акцию у господина Яковлева.
Артём Высоченко,
Арендатор.ру от 26.10.2011 г.