Через девять московских вокзалов каждый день проходит около одного миллиона человек. Не использовать такой бизнес-потенциал было бы досадным упущением. Вокзалы могут и должны приносить коммерческую прибыль, правда, предварительно их надо реконструировать и модернизировать. На это будет потрачено около 10 млрд руб., однако ожидаемая выгода от проекта в несколько раз превысит расходы.
Привокзальные буфеты, грузовые площадки и пустующие помещения благодаря перестройке и редевелопменту получат второе рождение. Правда, это совсем не просто: возраст многих столичных вокзалов превышает 100 лет, и они давно не соответствуют требованиям времени.
Пробный камень
По замыслу разработчиков, московские «въездные ворота» должны сохранить свой исторический архитектурный облик, однако получить современное содержание. На их площадях и прилегающих территориях разместятся торговые и офисные центры, фуд-корты, сервисные центры и даже кинотеатры и выставочные залы. Вокзалы, по сути, превратятся в полноценные многофункциональные комплексы, предоставляющие масштабные транспортные услуги.
Управляет вокзальной инфраструктурой российских железных дорог Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ), созданная РЖД в 2007 году. В ее ведение было передано 323 вокзальных комплекса собственности ОАО «РЖД». Тогда же дирекция выработала основную задачу модернизации: «формирование на базе вокзальных комплексов транспортно-пересадочных узлов, сочетающих различные виды транспортных услуг и общественно-деловые функции». По крайней мере так записано в ее документах. В 2009 году стартовала «Программа модернизации и реконструкции железнодорожных вокзалов до 2015 года». Объем инвестиций в комплексную реконструкцию может составить порядка 10 млрд руб., причем ОАО «РЖД» планирует привлекать кредитные ресурсы. Ожидаемый срок окупаемости вложений в проект – 7 – 9 лет.
Добиться инвестиционной эффективности модернизированных вокзалов предполагается за счет значительного расширения их территорий и более рационального использования имеющегося пространства. В частности, объем коммерческих площадей вокзалов Московского транспортного узла после реконструкции увеличится на 41 тыс. кв. метров. Конечно, задача заключалась не только в создании коммерческой эффективности вокзала. Были модернизированы инженерные системы и узлы, обновлены интерьеры и внедрены интеллектуальные системы безопасности, а также повышено качество обслуживания. Так, на всех вокзалах планируется реконструкция «комнат длительного отдыха», которые превратятся в полноценные трехзвездочные гостиницы. Будут организованы упрощенные схемы подъезда к вокзалам, для чего привокзальные площади будут очищены от торговых ларьков. Все здания получат новое наружное освещение. Пилотным проектом программы уже стал Курский вокзал, чья модернизация завершилась еще в 2009 году. По словам пресс-секретаря ДЖВ Дмитрия Писаренкова, после окончания реновации доля полезной используемой площади составила 24%, в то время как в Европе хорошим показателем считается и 15%. Вокзал стал ближе к людям: там появились единые информационная система и центр продажи билетов.
Вокзал для своих
Трудно сказать, что подумал бы архитектор Шехтель, построивший Ярославский вокзал, узнай он о планах реконструкции «въездных ворот» столицы. Впрочем, при всем громадье планов вносить изменения во внешний облик зданий не планируется. «Московские вокзалы – охраняемые памятники архитектуры, и этот факт в первую очередь будет учитываться при разработке проектов реновации», – объясняет Дмитрий Писаренков.
Новые площади будут изыскивать на пустующих прилегающих территориях, в административных зданиях, на грузовых площадках: на Киевском, Рижском и Ярославском вокзалах они суммарно занимают территорию в 92,5 га. Возле Ярославского, Казанского и Белорусского вокзалов будут построены многоярусные наземные или подземные парковки.
Будут задействованы и внутренние помещения вокзалов. В октябре стартовал проект по созданию первого торгового центра с пулом сетевых операторов, который расположится непосредственно в здании Казанского вокзала. Его разработкой занимается консалтинговая компания RRG. ТЦ «Казанский» займет площадь в 4900 кв. м. А на Рижском вокзале будет организовано пространство для людей с ограниченными возможностями. Пандусы, лифты, эскалаторы – все это создаст людям возможность быстро и комфортно добраться до поезда. Этот опыт внедрят на всех столичных вокзалах, а затем по всей России.
На вокзалах будут созданы так называемые условия для ожидания. «Это будет элементарный, но достаточно комфортный сервис, к которому многие выезжающие за пределы РФ привыкли в зарубежных странах», – пояснил начальник дирекции вокзалов компании РЖД Сергей Абрамов, осматривая вместе с мэром столицы Сергеем Собяниным Рижский вокзал. Киевский вокзал также будет оборудован дополнительными лифтами и эскалаторами. Изменения на Савеловском вокзале в основном коснутся площади перед фасадом – она будет освобождена от торговых павильонов. А на Белорусском вокзале откроется православная часовня. В первом полугодии 2012 года преобразования должны пройти на Павелецком и Ленинградском вокзалах. Следующие на очереди – Рижский и Савеловский.
Любопытно, что при разработке проектов программы модернизации московских вокзалов учитывался опыт создания подобных комплексов в Европе – в частности, бельгийского Льеж-Гийемен и Центрального вокзала Антверпена.
Глеб Щелкунов,
Известия от 02.12.2011 г.