Прошло уже почти полгода после того, как мэр Москвы Сергей Собянин распорядился убрать ларьки и киоски от станций метро. И если помните, в какой-то момент кое-где ларьки действительно быстро убрали. Но это вызвало не радость, а негатив многих граждан. Ведь они потеряли возможность быстро совершить какие-то покупки по дороге с работы или домой. И поэтому сейчас на месте тех ларьков появились какие-то другие, может быть, с другой концепцией.
Потому что не стоит забывать об экономике. Арендные ставки на участках возле метро сопоставимы с арендными ставками в крупных торговых центрах, а иногда и превышают их. В зависимости от расположения, от площади самого киоска или ларька, аренда может доходить до
Почему не «отмирают» киоски? У них есть множество преимуществ. Во-первых, это возможность для покупателя быстро и чаще всего без очередей совершить необходимые покупки. Во-вторых, многие киоски торгуют только свежей привозной продукцией, которой нет в супер- и гипермаркетах. Это хлеб, молоко, овощи и фрукты, продукция мясокомбинатов. Супермаркет ведь должен получать стабильно от поставщика один и тот же продукт круглый год в одинаковых объемах. Поэтому по-настоящему свежих продуктов, особенно фруктов и овощей, зачастую там нет.
В-третьих, формат киосков удобен и выгоден самим предпринимателям. Например, киоск-прицеп — в нем привозят продукцию, с него же и распродают. Некоторые сетевые компании (не только общепит вроде Subway, «Стардогс», но и мобильные операторы, «Евросеть», торговля дисками «Настроение» и т.п.) нуждаются именно в небольших площадях,
Несмотря на кажущееся засилье гипермаркетов, доля покупок в них не превышает 25% в Москве, 40% приходится на супермаркеты и еще
Можно еще строить и строить супермаркеты/гипермаркеты в Москве. Но, мне кажется, формат киосков тоже забывать нельзя. Ведь помимо удобства, он помогает производителям, которые не могут пробиться в крупные торговые сети, реализовывать свою продукцию.
И потом, есть примеры торговых центров даже возле метро, которые плохо посещаются — возле «Марьино», например, и у «Текстильщиков». Нельзя загнать всех в торговые центры с неправильной концепцией. Человек ленив, и он пойдет туда, где ему удобнее.
И, кстати, в следующем году вступит в силу программа по поддержке торговли, разработанная Опорой России. Там акцент делается на то, что в Москве слабо развита торговля, в том числе малоформатная, индивидуальное предпринимательство. И, соответственно, направлена эта программа на развитие не крупной сетевой торговли, а ИП, на создание для этого условий, предложения площадей для индивидуальных предпринимателей, не в больших, а в малых районных торговых центрах (5000 кв. м), небольших ярмарочных комплексах, что в принципе близко уже к «ларькам».
Ничего такого страшного в современных киосках нет. Остается вопрос именно регулирования. Надо, чтобы не торговали крадеными сотовыми, щаурмой сомнительного качества и свежести. Смысл в том, что ларьки нужны, это формат, и он востребован. Главное это правильно организовать, поставить в нужном месте. Чтобы это не портило вид города, но при этом способствовало восприятию и потреблению.
Председатель совета директоров RRG Денис Колокольников, специально для ГдеЭтотОфис.РУ от 20.12.2011 г.