В ближайшие пять лет мэрия Москвы планирует стимулировать строительство и реконструкцию торговых центров, магазинов шаговой доступности и предприятий общественного питания — всего на эти цели должно быть потрачено до 63 млрд рублей, в том числе и частных денег. Особое внимание будет уделяться развитию небольших объектов коммерческой недвижимости.
Как подсчитали в консалтинговой компании RRG, за пределами центра, где строительство запрещено, можно возвести более 90 торговых центров запланированной площадью от 5 до 10 тыс. кв. м. Наибольшим потенциалом обладают удаленные от центра и не самые престижные районы, плотно застроенные жильем. Самые привлекательные из них — Западное и Восточное Дегунино, которые могут вместить еще четыре небольших торговых центра.
«По три районных ТЦ можно открыть в кластерах Северное Тушино, Каховка, Царицыно, Новогиреево, Измайловский, Преображенский», — говорится в отчете компании. Для реализации подобных проектов коммерческой недвижимости подходят и новые спальные районы, примыкающие к МКАД со стороны области, в числе которых Мытищи, Кожухово и Куркино.
Согласно городской программе стимулирования экономической активности на 2012–2016 годы, обеспеченность столичного населения торговыми площадями за этот срок должна увеличиться почти в два раза — с 695 до 1,2 тыс. кв. м на 1 тыс. жителей.
Показатель обеспеченности торговыми площадями в Москве — один из самых низких не только в Европе, но и в России. По данным Jones Lang LaSalle, качественные помещения составляют менее половины от заявленной властями цифры — около 274 кв. м на 1 тыс. жителей. Среди европейских городов по этому показателю лидируют Франкфурт-на-Майне (650 кв. м), Прага (626 кв. м) и Варшава (517 кв. м), в России — Казань (400 кв. м), Самара (370 кв. м) и Санкт-Петербург (325 кв. м).
Как отмечают эксперты, большая часть качественных торговых площадей Москвы сегодня расположена на севере и юге города (около 31%). Явный недостаток наблюдается на северо-западе (5%) и востоке (3%).
Оптимальной площадкой при строительстве районного торгового центра является участок площадью от 0,8 до 1 га, находящийся в пятиминутной доступности от жилой застройки с населением в 50 тыс. человек. Инвестиции в строительство подобного объекта без учета коммуникаций и стоимости земли в среднем составляют 150–250 млн рублей, подсчитал Алексей Могила, директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty.
Срок окупаемости такого проекта варьируется от 8 до 11 лет. «Инвестиции в крупный торговый центр возвращаются несколько дольше — 9–14 лет. Таким образом, районные ТЦ можно считать новой инвестиционно привлекательной нишей на столичном рынке коммерческой недвижимости», — указывает Денис Колокольников, председатель совета директоров RRG.
С ним соглашаются представители розничных сетей. Как рассказал Владимир Русанов из X5 Retail Group, компания активно развивает районные магазины «Пятерочка», «Перекресток-Экспресс», «СитиМаг» и «Копейка». «Совсем недавно мы выиграли аукцион департамента имущества Москвы и получили ряд площадок под небольшие магазины. В марте планируем открыть первую «Копейку» формата «магазин у дома», — отметил он.
Юлия Куликова,
Известия от 20.02.2012 г.