Минфин разработал схему сбора налога на роскошь, который будет введен в 2013 году. Это будет рента с потребления товаров класса люкс: дорогой недвижимости, мощных автомобилей, яхт и самолетов, сообщил министр Силуанов. Эксперты настроены скептически.
Пополнять бюджет за счет состоятельных налогоплательщиков государство начнет уже в 2013 году. Как ранее сообщал премьер Владимир Путин, налог на престижное потребление коснется недвижимости, яхт, самолетов, автомобилей, драгоценностей и предметов искусства.
Налога на роскошь в России не будет, пояснил сегодня в Новосибирске министр финансов Антон Силуанов. По его словам, ренту с потребления товаров класса люкса планируется снимать через уже существующие налоги.
«Надо смотреть недвижимость, участие в финансовых активах, яхты, автомобили», — расширил он финансовыми активами список «люксовых» вещей, которые подлежат дополнительному налогообложению.
Глава Минфина не исключил, что налог на недвижимость будет прогрессивным. «Возможно сделать прогрессивно — с более дорогой недвижимости более высокий налог», — цитирует министра ИТАР-ТАСС.
По его словам, решения пока нет, вопрос прорабатывается. Силуанов напомнил, что Минэкономразвития вместе с Росреестром обещают до конца этого года подготовить кадастр недвижимости и земельных участков, без которого невозможно перейти на единый налог, привязанный к рыночной стоимости имущественных комплексов.
По предварительным данным, ставка единого налога составит 0,1% от рыночной стоимости квартиры. Так, если взять для примера типовую московскую «двушку» 54 кв. метров в современном панельном доме рядом с метро в комфортном спальнике, ее стоимость составляет около 8 млн рублей, а значит налог составит примерно 8 000 рублей в год.
«Налог должен вводиться на всей территории одновременно», — считает глава Минфина. За оставшийся период времени (до 2013 года) еще нужно определиться, кто будет оценивать стоимость объектов недвижимости и земельных участков с целью их налогообложения, сказал Силуанов.
О размере прогрессивного налога на недвижимость Силуанов распространяться не стал.
Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG, прокомментировал BFM.ru: «В разных странах существует разная практика взимания такого налога [на роскошь или на престижное потребление]. Этот налог может быть как ежегодным, так и единоразовым, который выплачивается при покупке дорогостоящего имущества. Такой единоразовый налог может составлять 1-4%, в каких-то странах доходит до 10%. Конечно, при ежегодной уплате налога ставка теоретически должна быть меньше, например, до 0,5% или до 1%, но в любом случае речь пойдет о солидных суммах».
По его словам, при ставке 1% за квартиру стоимостью 2 млн долларов придется заплатить 20 тысяч долларов ежегодно. «А квартиры за 2 млн долларов, к примеру, на столичном рынке — вовсе не редкость», — отмечает Колокольников.
Руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» (IRN.RU) Олег Репченко говорит, что в западных странах налог на недвижимость обычно составляет 1-2% от стоимости в год, но для России такие были бы слишком высокими. «Столь резкий скачок мог неминуемо обострил бы социальную напряженность. Это понимают и представители власти, поэтому можно предполагать, что ставки будут ниже. Обычно звучат предложения о ставках от 0,1% до 0,5% от рыночной стоимости [для типового жилья], — говорит Репченко в интервью BFM.ru. — Не может быть «типовой» элитной квартиры, цены здесь определяются характеристиками конкретного объекта и даже в одном районе могут отличаться в разы. В целом можно сказать, что элитное жилье в центре Москвы (на той же Остоженке) стоит несколько миллионов долларов, а, значит, налог будет тысячи или даже десятки тысяч долларов в год. Таким образом, налог на недвижимость действительно может стать некоторым аналогом налога на роскошь».
Репченко полагает, что, в отличие от обсуждаемого введения дифференцированной шкалы НДФЛ, такой налог не существенно ударит по среднему классу, зато будет весьма внушительным для действительно богатых людей.
«Это позволит более эффективно собирать налоги (в отличие от доходов, переведенных в офшоры, квартиру на Остоженке или дом на Рублевке сложнее скрыть). Кроме того, введение налога может привести к росту предложения: тем, кто ранее покупал сразу несколько квартир в инвестиционных целях и просто держал их на руках, придется если не продавать жилье, то хотя бы сдавать, чтобы не платить налог просто так», — говорит эксперт.
Специалисты федерального портала по недвижимости «МИР КВАРТИР» в свете возможного введения налога на дорогую недвижимость уже разработали схему оптимизации расходов собственников квартир. В частности, они предлагают продать престижное жилье и на вырученные деньги купить несколько менее дорогих квартир.
Так, говорят эксперты, продав самую дорогую квартиру в Москве (пятикомнатная в Бутиковском переулке, которая выставлена в феврале за 902,6 миллиона рублей), можно купить 220 «однушек» стоимостью 4,1 млн рублей.
Аналогичные схемы сработают и в других городах России.
По количеству «лошадок» и по объему двигателя
Министр финансов заявил, что считает возможным взимать дополнительную ренту с автомобилей премиум класса. «Скорее всего, налог на роскошь будем изымать через транспортный налог, через повышенный коэффициент по количеству лошадиных сил — сделаем дополнительный коэффициент для автомобилей, имеющих большой объем двигателя», — поделился Силуанов планами.
Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков отрицательно отозвался об этой инициативе. «Только человек, который вообще за руль никогда не садился, мог такое придумать. Причем тут роскошь и объем двигателя, и даже лошадиные силы? Если я покупаю «американца» 1995 года с мотором под пять литров и мощностью 300 л.с. за 10 000 долларов, я, что, олигарх?. Разве можно сравнивать это с новым «Ягуаром» или «Мерседес» за 150 000 — 200 000 долларов. Вот это роскошь. А на Дальнем Востоке сколько у нас мощных, но при этом дешевых машин? Мы всех в богатеи запишем? — возмущается собеседник BFM.ru. — Если и вводить налог на роскошь, то только с учетом рыночной стоимости автомобиля. А транспортный налог мы вообще должны отменить. Он должен быть включен в акцизы на бензин. На самом деле достаточно повышения на рубль, а мы в течение трех лет решили на три рубля поднять».
Денис Колокольников затрудняется даже предположить размер «дополнительных» налогов, тем более, что «будет облагаться совершенно разное по стоимости и назначению имущество». Он рассуждает: «Для автомобилей все будет зависеть от мощности, для яхт и катеров — аналогично, как и сейчас. Однако в случае налога на роскошь, возможно, будут отталкиваться и от цены».
Екатерина Тропова, Алексей Аксенов,
Bfm.ru от 17.02.2012 г.