Представители «Носимо» готовы переуступить другим торговым сетям и конкурентам Nokia права аренды занимаемых площадей. Такие предложения получали, в частности, «Евросеть» и re:Store Retail Group. На сегодняшний день «Носимо» владеет 44 монобрендовыми магазинами Nokia по 80-100 кв. м каждый. Наши эксперты оценили стоимость активов компании.
Каковы причины возможной продажи сети?
Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG
Возможное решение о продаже сети может быть принято в силу снижения рентабельности бизнеса на фоне растущей конкуренции. Монобрендовая сеть с одной стороны является большим плюсом для производителя: это мощное продвижение бренда, серьезного повышения лояльности потребителей. Не случайно многие игроки на таком высоко конкурентном рынке, как рынок электроники и бытовой техники создают собственные магазины и монобрендовые сети. Однако, монобрендовая сеть в достаточно большой степени уязвима своей зависимостью от производителя. И если на рынке у других производителей появляется новый продукт, который перетягивает на себя значительную часть целевой аудитории, то это не может не сказаться и на монобрендовой сети. В частности, можно предположить подобное развитие событий в связи со сменой стратегии продвижения сети.
Илья Красильников, ведущий специалист по работе с брендами NAI Becar
Поскольку у бренда Nokia падают продажи на российском рынке, вероятнее всего, собственники «Носимо» подумывают избавиться от неприбыльного актива.
Дмитрий Онофрей, консультант отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor International
Сейчас в сегменте смартфонов Nokia постепенно теряет долю рынка под давлением конкурентов (Samsung, Apple и другие). А именно этот сегмент обладает наибольшей привлекательностью: в 2011 г. в России продажи мобильных телефонов всех типов выросли в денежном выражении лишь на 12%, при этом рост объема рынка смартфонов составил 80%. Причем это не только российская тенденция, но и общемировая. По данным Gartner, в мире продажи смартфонов на базе Symbian в 4-м квартале 2011 г. составили менее 12% от рынка (при суммарной доле Android и iOs около 75%). В таких условиях, монобрендовые салоны Nokia в среднесрочной перспективе могут сохранять объемы продаж за счет наличия лояльных к марке клиентов и продаж в среднем и низком ценовом сегменте, однако высоких темпов роста выручки ожидать сложно. Таким образом, ситуация на рынке представляется основной причиной, по которой может рассматриваться продажа сети «Носимо».
Алексей Гутьерес-Фернандес, директор департамента офисной недвижимости Crystal Estate
Скорее всего продажа компании обусловлена снижением популярности монобрендовых салонов, которые представляют одноименную марку. На фоне мощной экспансии рынка компаниями «Евросеть» и «Связной», продажи продукции компании «Нокия» через монобрендовые салоны незначительные.
Кто может выступить потенциальным покупателем сети?
Денис Колокольников
Если речь пойдет о продаже сети, то она будет интересна, прежде всего, прямым конкурентам. При этом наибольший интерес она должна представлять для ритейлеров, действующих в этом сегменте. Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что совсем недавно прямой конкурент Nokia - Samsung - заявил о создании и развитии монобрендовой сети. Компания re:Store Retail Group планирует открыть в 2012 году первые 20 торговых точек. Причем средняя площадь торговой точки по сообщениям СМИ, должна составлять около 100-120 кв. Таким образом, не исключено, что в данной ситуации основным интересантом станет Samsung.
Илья Красильников
По моим оценкам, сеть может быть интересна любой из ведущих компаний на рынке продажи сотовых телефонов и аксессуаров (Связной, Евросеть, Альт и т.д.), но в большей степени – компании re: Store, поскольку она активнее всех развивает сеть NOKIA в России.
Дмитрий Онофрей
Покупателем могут выступить конкурирующие сети по продаже мобильных телефонов, а также мобильной электроники. Одним из преимуществ сети с точки зрения покупателя является расположение торговых точек в популярных торговых центрах в Москве и регионах (все московские «МЕГИ», «Атриум», «Европейский» и т..д.).
Алексей Гутьерес-Фернандес
Очевидно, что основными покупателями компании будут ее основные конкуренты на рынке. Ведь у «Носимо» неплохие активы, которые имеют серьезную стратегическую ценность.
Какова ее ориентировочная стоимость?
Денис Колокольников
Переуступку прав аренды необходимо оценивать по каждому объекту: на цену влияет срок аренды, «дефицитность» площадей в объекте и, безусловно уровень объекта. Но, безусловно, большинство локаций, где расположены торговые площади (как в ТЦ, так и street retail) можно отнести к топовым.
Илья Красильников
Стоимость активов компании «Носимо» около $500 млн.
Дмитрий Онофрей
Выручка «Носимо», в 2010 г., согласно данным в открытых источниках, составила 3,5 млрд. руб. В 2011 г., по заявлениям руководства, выручка сети осталась на том же уровне. Если исходить из мультипликатора цена/выручка (P/S) равного 5, то цена продажи бизнеса «Носимо» может составлять порядка 17,5 млрд. руб. С учетом текущих конкурентных позиций сети, к данному показателю может быть применен дисконт 20-30%. Если в итоге продаваться будут права аренды на салоны, а не бизнес, то цена продажи будет в несколько раз ниже указанной.
Алексей Гутьерес-Фернандес
Могу отметить только то, что сделка будет достаточно выгодна для обеих сторон.
Арендатор.ру от 11.03.2012