Восток России и Сибирь показали наибольший рост продаж мобильных устройств в 2011 году. Рост спроса в регионах эксперты объясняют экспансией торговых сетей, открывших для себя новые территории.
Наибольший рост рынка мобильных устройств по России в 2011 году показали Восточный федеральный округ - ДФО (+30%) и Сибирь (+28%). Об этом сообщается в отчете компании "Евросеть" по показателям работы российского рынка мобильных устройств в целом.
Рост центра России и Москвы оказался ниже среднего по стране - меньше 16%.
Очевидная причина роста продаж на востоке страны - увеличение количества представительств федеральных торговых сетей. Это соответствует нынешнему тренду региональной экспансии ритейла, о чем ранее уже писал Firstnews.
Известно, что "Медиа-Маркт-Сатурн" планирует в 2012 году открыть в РФ более пяти гипермаркетов бытовой техники и электроники.
Вчера, 11 марта, сеть магазинов "Телемакс" заявила о расширении в регионах.
При этом на рынке работают не только федеральные, но и местные сети. Соотношение между ними в регионах может быть разным. В Москве, Волгограде, Владимире и Иваново, например, крупные федеральные игроки занимают более 90% рынка.
В Уфе, Владивостоке, Калининграде, Мурманске и Хабаровске доля местных операторов превышает 70%, согласно данным исследовательской компании RRG.
Руки не доходили
Эксперты Firstnews объясняют рост Сибири и Востока относительной неохваченностью сетями.
"Рынки Сибири и Востока, с точки зрения торговых форматов, стали развиваться позже, чем все остальные. На Урале и Москве конкуренция уже давно довольно-таки острая", - объясняет Firstnews вице-президент "Евросети" Виктор Луканин.
Кроме того, добавляет эксперт, у многих игроков раньше не доходили руки до востока страны, "но год назад ритейл понял, что восток сильно не охвачен". С точки зрения количественной экспансии, работать в ДФО перспективно, но с точки зрения количества в деньгах - не так привлекательно, как в Центральном федеральном округе.
В любом случае рост количества представительств в регионах очевиден, его подтверждают и данные аналитического агентства J’son&Partners. Это естественным образом ужесточает конкуренцию, заставляя игроков вести более агрессивную рекламную политику в борьбе за долю рынка.
"Кроме того, был зарегистрирован рост общей абонентской базы (+14%) по Восточному округу, что прямо влияет на рост продаж мобильных телефонов", - рассказывает Firstnews директор департамента цифровых устройств компании J’son&Partners Сергей Савин.
Продажи уходят в Сеть
Несмотря на общую радужную картину и перспективную динамику, рост в регионах будут сдерживать более низкие, по сравнению со столицами, доходы потребителей и меньшие возможности развития современных форм ритейла, включая интернет-продажи, на которые так или иначе ставят эксперты.
"Онлайн-продажи отвоюют часть рынка в Москве и Петербурге. Это 80-90% всех продаж в Сети, но есть и тенденция по развитию региональной логистики со стороны лидеров этого рынка. Из регионов перспективными также представляются Иркутск и Тюмень - два-три года и они будут одними из самых конкурентных в России", - комментирует Firstnews президент ИК "Финам" Владислав Кочетков.
По совокупности характеристик к наиболее перспективным городам для развития электронно-бытового сегмента ритейла эксперты RRG относят Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Челябинск, Екатеринбург, Красноярск и Московскую область.
Нора Киркиж,
Firstnews.ru от 12.03.2012