Бизнесмен Андрей Рогачев инвестирует в новую продуктовую розничную сеть в России. Ее будет создавать часть команды, которая когда-то создавала «Пятерочку». Новая команда уже приступила к активному поиску торговых площадей в Петербурге и Москве. Речь идет о покупке помещений от 300 до 1,5 тыс. кв. м на первом или цокольном этаже. О конкуренции дискаунтеров и перспективах проекта Рогачева рассуждали наши эксперты.
Почему господин Рогачев решил снова создать сеть в формате дискаунтер?
Ярослав Дарусенков, руководитель отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor International
Формат продуктовика-дискаунтера стабильно пользуется популярностью у населения. Данное направление рассчитано на массовый спрос, что несет в себе менее ограниченный бизнес по сравнению с сегментами средний и премиум. Г-н Рогачев обладает обширным опытом и экспертизой в данной сфере, что подтверждается успешными сделками по продаже «Пятерочки» и «Карусели».
Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate
Намерение Рогачева возобновить свою бизнес-деятельность в России именно в сегменте продуктовых дискаунтеров можно объяснить предыдущим успешным опытом аналогичного проекта.
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG
Формат «дискаунтер», особенно в продуктовом ритейле, – бизнес заведомо успешный. Во-первых, целевая аудитория подобных магазинов огромна. Во-вторых, прошедший кризис, да и разговоры о «второй волне» привели к тому, что многие люди стали экономить. В-третьих, уже стало понятно, что с точки зрения качества продуктов магазины-дискаунтеры и все остальные не сильно отличаются, а все различие в ассортименте и сервисе. Поэтому « в случае чего» большинство людей с легкостью откажутся от привычных супермаркетов в пользу более дешевого. В-четвертых, данный формат может с успехом заменить рынки, которые в последнее время закрываются, и «перетянуть» еще и эту целевую аудиторию.
Илья Красильников, ведущий специалист по работе с брендами NAI Becar
Первый проект г-на Рогачева был настолько успешным, что его грех не повторить еще раз.
Илья Шуравин, директор департамента торговой недвижимости, партнер S.A. Ricci
Строго говоря, я считаю, что в СПб нет хрестоматийных дискаунтеров - Пятерочка, Дикси, Полушка и прочее - это, по большому счету, формат «магазина у дома» и цены на товары в них не сильно отличаются от цен в гипермаркетах. Если господин Рогачев задумал сделать «правильный» дискаунтер, то ниша для этого, безусловно, существует. При правильном позиционировании и выведении такой концепции на рынок - есть высокая вероятность занять прочные позиции в высококонкурентной среде.
Столкнется ли бизнесмен с нехваткой подходящих площадей?
Ярослав Дарусенков
В обеих столицах существует проблема с вакантными помещениями формата street retail. Достаточно большое количество сетей заявило о своем развитии, в том числе и в столичном регионе. Большой объем спроса, тем самым, обеспечивает рост арендных ставок. Также, помимо этого, такой тип арендатора, как продуктовый магазин, имеет более расширенные требования к занимаемым площадям. Плюс существует необходимость организации подъезда разгрузки грузовых машин.
Людмила Рева
Ритейлер рассматривает покупку объектов, но предложение на рынке крайне ограничено. Готовых свободных объектов на рынке нет. Для покупки ликвидного объекта придется предложить стоимость выше рыночного уровня. При этом помещение может быть занято арендатором с долгосрочным договором и придется ждать его освобождения. Аналогично в случае покупки помещения в новостройке. Продуктовые сети приобретают коммерческую недвижимость на первых этажах новых домов задолго до окончания процесса оформления прав собственности. В результате ожидать возможности приступить к полноценной торговой деятельности можно до нескольких месяцев. Не исключено, что Андрей Рогачев будет рассматривать возможность покупки существующей сети. Тем более такие предложения на рынке есть. Так в Петербурге ООО «Питерское» продает свою сеть безымянных универсамов, выставлена на продажу сеть «Норма». Бизнесмен, имеющий богатый опыт в M&A, может воспользоваться им в своем новом начинании.
Юрий Тараненко
Да, такая проблема, действительно, может возникнуть. Если речь идет о помещениях стрит-ритейла, то их предложение ограничено в силу высокой востребованности данного сегмента. Конечно, появляются новые помещения в строящихся домах и жилых комплексах (что может быть хорошим вариантом для продуктового магазина). Однако темпы ввода новых жилых домов вряд ли позволят рассчитывать на быстрый рост сети. Если ориентироваться на ТЦ, то там также немного предложений. Вполне возможно, что ритейлер пойдет по пути приобретения готовой сети, как это сделал в последнее время целый ряд игроков.
Илья Красильников
Да, однозначно. С подбором площадей могут возникнуть проблемы, рынок предложения до 1500 кв. м скудный в обоих городах. Существующие игроки рынка дискаунтеров ведут активную конкурентную борьбу за новые площадки, и объекты с удачным расположением разлетаются быстро.
Илья Шуравин
Столкнется, однозначно. Существует 2 выхода - покупать помещения по ценам выше рыночных, либо договариваться с застройщиками о приобретении первых этажей жилых домов еще на нулевом цикле. В обоих случаях сроки окупаемости точки будут существенно выше, по сравнению с рынком, особенно с учетом того, что низкие цены достигаются за счет низких входных затрат (аренда, оборудование) и низких операционных затрат (количество персонала и пр).
Как вы оцениваете перспективы развития новой сети?
Ярослав Дарусенков
Несмотря на высокий уровень конкуренции и наличия большого количества различных сетей, данный сегмент еще до конца не заполнен, и есть место для новых игроков. При открытии магазинов необходимо ориентироваться, прежде всего, на места с высокой плотностью населения, а также те районы, в которых представлено ограниченное число сетей. К примеру, даже в Московском районе Ясенево X5 Retail Group («Перекресток») фактически является монополистом. И велика вероятность, что жители положительно встретят появление новой сети.
Людмила Рева
За время работы с сетью «Пятерочка» были сформированы бизнес-схемы, налажены связи, наработана команда, все эти ресурсы можно вновь использовать при создании новой сети. Таким образом, бизнес не будет начинаться с нуля. С другой стороны действовать придется в изменившихся условиях. В начале 2000ых Рогачев был первопроходцем на зарождающемся рынке, сегодня сегмент продуктового ритейла низкого ценового сегмента обладает высокой степенью насыщения и в Москве, и в Петербурге.
Юрий Тараненко
На сегодняшний день настоящих дискаунтеров в сегменте продовольствия не так много: пожалуй, в качестве конкурентов можно назвать лишь «Пятерочку» и «Дикси» (которая недавно приобрела сеть «Квартал»). Однако, это сильные сети, конкуренция с которыми может оказаться не самой простой. Тем не менее, в данном случае речь идет об опытной команде, которая – думаю – сумеет разработать правильное позиционирование и продвижение, у которой уже налаженные связи с поставщиками и опыт проведения грамотной ассортиментной политики.
Илья Красильников
В предпочтениях покупателей нет сильной разницы между дискаунтерами - они идут в тот магазин, который ближе к дому или по пути. Если выбранные площадки новой сети будут удачно расположены на покупательских тропах, то спрос будет. Немаловажную роль играет и маркетинговая стратегия будущей сети.
Илья Шуравин
С конкуренцией, конечно, новая сеть столкнется. Но, как говорилось выше, при грамотной реализации концепции и правильном позиционировании, а также работе с потенциальными потребителями, существует возможность занять прочные позиции на рынке. Немаловажным фактором тут будет являться и опыт создания господином Рогачевым сети «Пятерочка»- очевидно, что все вероятные риски будут предусмотрены и взвешены.
Арендатор.ру от 12.04.2012 г.