Олег Трыкин и Сергей Верещагин больше не являются акционерами сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса». Бизнесмены продали принадлежащие им 18,18% ритейлера бывшим владельцам Экспобанка: Кириллу Якубовскому, Андрею Вдовину, Павлу Масловскому и Питеру Хамбро. Продажа акций связана с необходимостью инвестировать средства в сеть недорогих супермаркетов «Оливье».
Доля компании V.M.H.Y. Holdings Limited, принадлежащей банкирам, выросла с 31,8% почти до 50%, сообщает газета «Коммерсант». О том, что пакет акций в 18,18% будет продан, Олег Трыкин и Сергей Верещагин договорились еще в августе прошлого года. Контроль над сетью остается за двумя другими сооснователями сети — Максимом Кощеенко и Олегом Лыткиным. Вместе им принадлежит более 50%.
Как пишет газета, Олег Трыкин и Сергей Верещагин сокращали свое участие в капитале сети постепенно с 2008 года. В марте 2008-го они продали 30% своих акций выходцам из Экспобанка и двум другим основателям сети, сохранив пакет в 20%. В 2009 году «Азбука вкуса» провела допэмиссию, в результате которой доли основателей снова уменьшились, а пакет банкиров вырос.
В настоящее время сеть премиальных супермаркетов «Азбука вкуса» насчитывает 50 магазинов в Москве. Согласно официальным отчетам компании, выручка сети в 2011 году оценивается в 24 млрд. рублей. Рентабельность EBITDA в предыдущие годы составляла порядка 7,5%. Дмитрий Онофрей, менеджер проектов отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor International, оценивает EBITDA ритейлера в прошлом году как 1,8 млрд. рублей. «В итоге при мультипликаторе EV/EBITDA равном 10 можно выйти на оценку стоимости всего бизнеса в размере 18 млрд. рублей (или $604 млн.). Соответственно 18,18% акций сети, с учетом того, что по итогам сделки у новых собственников по-прежнему нет контрольного пакета, могли обойтись примерно в $100 млн.», - полагает эксперт.
Олег Трыкин и Сергей Верещагин объясняют продажу своего пакета акций желанием финансировать развитие другого розничного проекта – сети недорогих супермаркетов «Оливье», которая изначально создавалась в партнерстве с другими основателями «Азбуки вкуса» Максимом Кощеенко и Олегом Лыткиным. Сейчас сеть включает семь супермаркетов в московском регионе, площадь каждого магазина составляет 1-1,2 тыс. кв. м. Ежегодно бизнесмены планируют открывать по 10-20 магазинов «Оливье». По оценке Дмитрия Онофрея, инвестиции в открытие одного супермаркета площадью 1-3 тыс. кв. м могут составить $1-3 млн.
По мнению Павла Анисимова, заместителя директора департамента торговой недвижимости S.A. Ricci, приоритетное развитие «Оливье» - справедливое решение. «Москва и область располагает большим количеством помещений для ценовой категории средний-/средний, и перспективы данного формата интереснее. Учитывая, что «Оливье» кардинально отличается от чистых дискаунтеров, магазины сети находятся ближе к средней ценовой категории, а привлекательность бренда для покупателей высока. Помимо прочего, данный оператор является уникальным с точки зрения логистической составляющей. Не каждое помещение с такой площадью может «принимать» 20-30 машин в сутки», - говорит господин Анисимов.
Конечно, конкуренция в сегменте «эконом» несколько больше, чем в премиум-сегменте, говорит Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG. «Если в последнем лидером является «Азбука вкуса» (хотя есть качественные конкуренты – «Зеленый перекресток», «Глобус Гурме» и «Бахетле»), то сегмент супермаркетов невысокой и средней ценовой категории представлен такими игроками как «Перекресток», «Билла», «Виктория», «Spar» и другие. Да и очевидные дискаунтеры («Пятерочка», «Магнит», «Дикси» и т.д.) также являются конкурентами «Оливье». Однако продовольственный ритейл – гораздо более выгодная ниша, поскольку спрос на продукты будет всегда, а в кризисные времена круг покупателей даже расширяется за счет целевой аудитории той же «Азбуки вкуса»: люди начинают экономить и переориентируются на более дешевые магазины. При этом «Оливье» позиционирует себя как новаторский супермаркет с быстрой формой покупки и невысокими ценами», - рассказывает эксперт.
Программа финансирования сети «Оливье» также предполагает привлечение сторонних инвесторов, которым за $19-50 млн. может быть продано 20-50% компании Smart Value Retail, владеющей сетью.
Артём Высоченко,
Арендатор.ру от 17.04.2012 г.