Инвестиционный фонд Hi Capital приобрел миноритарную долю в акционерном капитале тольяттинской сети гипермаркетов «Бегемот». Вырученные от сделки деньги ритейлер планирует инвестировать в открытие 10-15 гипермаркетов по всей стране. Эксперты отмечают, что конкуренция на рынке детских товаров сейчас не очень высока, поэтому планы по резкому развитию сети и получению значительной доли рынка выглядят вполне целесообразными.
О том, что Hi Capital стал совладельцем крупнейшего регионального продавца детских товаров газете «Коммерсант» рассказал Александр Жданов, управляющий партнер фонда. Фонду продано 8% акций. По словам господина Жданова, Hi Capital вошел в капитал сети на два-три года, рассчитывая в итоге на доходность 25%.
Торговая сеть «Бегемот», одноименный дистрибутор и франчайзинговые магазины «Бегемотик» входят в тольяттинскую группу компаний «Гранд Тойз». Совладельцами компании являются Алексей Молвинский, Сергей Киселев, Дмитрий Сайгушинский. По данным компании «Гранд Тойз», выручка только сети «Бегемот» за 2011 год составила 4,3 млрд. рублей ($146 млн.). Если принять во внимание показатель рентабельности EBITDA в размере 15-17%, то за 2011 год показатель EBITDA можно оценить в размере $23 млн., говорит Ярослав Дарусенков, руководитель отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor International. «При мультипликаторе EV/EBITDA равном 10 можно выйти на оценку стоимости бизнеса сети «Бегемот» в размере $230 млн. Соответственно, 8% акций сети могут стоить в районе $18 млн. Однако данная сумма будет меньше, если у сети есть долг», - отмечает эксперт.
В настоящее время сеть «Бегемот» состоит из 62 собственных магазинов и 300 франчайзинговых. Они расположены в европейской части России, на Урале и в Сибири. Средняя торговая площадь магазинов – 1-1,5 тыс. кв. м. Вырученные от сделки с Hi Capital деньги ритейлер направит на развитие. До сих пор магазины «Бегемот» открывались на арендованных площадях (объем инвестиций в один магазин - $1 млн.), однако в этом году компания планирует открывать и собственные торговые точки.
Объем инвестиций в открытие одного собственного магазина будет в большой степени зависеть от цены приобретения площади для магазина, объясняет Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG. «В ТЦ, как правило, площади сдаются только в аренду, поэтому речь может идти о покупке помещения в старом универмаге либо об объекте стрит-ритейла. Конечно, в разных регионах цены будут отличаться существенно. Если говорить о Москве, то «советское наследие» в спальном районе можно приобрести по $3-4 тыс. за кв. м. А вот стоимость помещения стрит-ритейла будет начинаться от $5 тыс. за кв. м. И для магазина в 1000-1500 кв. м это означает, что только на приобретение площади придется потратить не менее $4,5 млн. Размер остальных инвестиций будет аналогичным тому, который необходим для открытия магазина на арендованной площади», - говорит господин Тараненко.
В планах на 2012 год – открытие 10-15 гипермаркетов и 200-300 франчайзинговых точек по всей стране. 10-15 собственных магазинов в год – вполне реальная цифра, если у сети уже выбраны площадки и есть на руках вся разрешительная документация, говорит Илья Красильников, ведущий специалист по работе с брендами NAI Becar. «А вот 200-300 магазинов по франшизе – весьма оптимистичные планы, не думаю, что сеть сможет их технически реализовать», - полагает он.
Сегодня конкуренция на рынке детских товаров не очень высока. По данным исследования рынка детских товаров в 38 городах РФ, которое провела группа компаний RRG, в настоящий момент на рынке активно действуют около 20 операторов, каждый из которых обладает широко распространенной сетью магазинов детских товаров более чем в трех городах. Наиболее крупные конкурирующие сети в исследуемых городах: «Детский мир» (22% магазинов), Sweet Mama (12% магазинов), «Дети» (10% магазинов), Mothercare (10% магазинов). Наиболее широко распространены сети SweetMama, «Детский мир» (более 30 городов), «Орби» (более 20 городов).
Артём Высоченко,
Арендатор.ру от 03.05.2012 г.