Группа компаний «Мортон» решила составить торговым центрам необычную конкуренцию. По мнению руководства компании, пора менять мировоззрение людей, для которых основной формой досуга является посещение гипермаркетов. А сделать это планируется с помощью русских культурных центров, которые ГК «Мортон» планирует построить в своих крупнейших микрорайонах.
По словам президента компании Александра Ручьева, для этого была разработана новая градостроительная концепция развития проектов - «мортонградов», которая включает два основных направления - качественное повышение комфортности проживания и создание особой культурной среды. Основной целью центров станет вовлечение современного городского жителя в активный процесс сохранения и развития русской традиционной культуры.
«Мы видим, что основными культурными центрами, где люди проводят свой досуг стали торговые центры, поездка в гипермаркет стала главным развлечением. Русский человек перестал чувствовать свою самобытность. Отсюда депрессия, суициды, неврозы. Мы являемся крупными застройщиками Подмосковья и патриотами России, и крайне озабочены этой ситуацией. Поэтому мы хотим в каждом микрорайоне создать культурные кристаллы, вокруг которых начнется рост духовного уровня жизни», - заявил девелопер.
При этом будущий православный центр будет мало отличается от обычного культурно-развлекательного комплекса или дворца культуры. Согласно проекту, там разместятся спортзал, кафе, конференц-зал, концертный и выставочный залы, библиотека, помещения для клубов и обучающих курсов, многие из которых будут платными.
В центрах откроют секции русского рукопашного боя и исторической реконструкции, курсы традиционных русских ремесел, «Братство православных следопытов», будут проводить православные беседы и лекции для молодежи.
Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG отмечает, что с точки зрения доходности, на данных площадях целесообразнее организовать торговые площади или предприятия сферы услуг.
«Всем известно, что покупатель хочет не просто коробку. Покупка жилья – дорогое и не частое удовольствие, поэтому и инфраструктура проекта обращает на себя внимание. Что касается коммерческих площадей, то застройщик вправе определить их использование – это, во-первых. А во-вторых, я не представляю, что в крупном проекте не будет торговых помещений. Они будут в необходимом объеме. В-третьих, не забывайте, что местоположение проектов может уже быть обеспечено торговыми площадями и другой необходимой социальной инфраструктурой», - считает председатель совета директоров ГК «МИЦ» Андрей Рябинский.
По словам Ручьева, первый проект «мортонграда» будет реализован в Путилково. Также Центры православной культуры появятся в Балашихинском, Ленинском и Красногорском районах, в Бутове и Лобне.
В ближайшие два года планируется построить пять православных центров - по одному на микрорайон. Их будут возводить рядом с храмами. Каждый центр высотой в несколько этажей построят по индивидуальному проекту и разместят на площади от 3 до 5 тыс. кв. м без учета храмовой постройки. По замыслу строителей, православные центры будут располагаться на границе зеленой и жилой зоны.
Себестоимость одного квадратного метра «мортонграда» составляет порядка 70 тысяч рублей. Однако в компании говорят о данном проекте как о бизнесе, который не окупается. Планируется, что базовый курс, который сейчас разрабатывается, будет бесплатным.
В свою очередь, Алексей Могила, директор департамента торговой недвижимости компании Penny Lane Realty считает, что возможно в себестоимость жилья уже заложены затраты на строительство культурного центра. «Скорее всего, что это лишь маркетинговый ход на этапе продаж покупателю. В последующем возможно перепрофилирование помещений, в том числе и в торговую составляющую. Или затраты на содержание лягут на управляющую компанию, то есть на собственников жилья», - отметил эксперт.
Кроме того, по его словам, с точки зрения бизнеса проект окупаться не будет: появится дополнительная затратная часть бюджетов на эксплуатацию таких культурных центров, потребует постоянной поддержки в хорошем состоянии», - пояснил он.
Игроки рынка также не исключают вариант, что культурные центры могут отпугнуть определенную часть потенциальных покупателей жилья. «Культурные центры «Мортонградов» именно в такой концепции могут стать как дополнительным и очень мощным фактором привлечения новых покупателей, так и – наоборот – сузить целевую аудиторию. Во-первых, не будем забывать, что страна у нас многонациональная и покупатели жилья - люди различных национальностей и вероисповеданий. И у них может возникнуть ощущение, что комплекс предназначен «только для русских и православных». Во-вторых, и русские семьи, предпочитающие светское воспитание детей и светский образ жизни, могут не увидеть в таких центрах перспективу для своих детей», - считает Денис Колокольников.
А некоторые эксперты, в свою очередь, считают, что этим шагом ГК «Мортон» планирует вернуть лояльность жителей, которые были возмущены нашумевшей вырубкой мемориальной рощи в Балашихе. Кроме того, нынешняя рекламная кампанию «Мортона» с обнаженными девушками, прикрывающими грудь табличками с названием компании и предостережением, что «долго не задержатся» как-то слабо гармонирует с заявлениями компании о необходимости культурного просвещения народа.
Анастасия Кременчук,
Арендатор.ру от 23.05.2012 г.